Визит к «спихологу», или Что такое «школьная зрелость»?

Реклама

«Вы только не расстраивайтесь», — сказал опасный дядька, и мама тут же начала расстраиваться. По крайней мере, раздваиваться из-за слез, навернувшихся на глаза Юрика. Ему с самого начала не нравилась эта затея — узнать у какого-то спихолога, надо ли ему, Юрику, идти в школу в этом году или лучше подождать.

Всю дорогу домой Юрик думал, что же он сделал не так. Когда облезлый дядька спросил, какого цвета листья осенью, он сразу вспомнил, как в прошлом году они с папой делали для мамы осенний букет из листьев клена. Листья были веселые: красные, оранжевые, желтые… Когда Юрик сказал «веселые», дядька-спихолог дернулся и, удовлетворенно хмыкнув, что-то записал в своем блокноте. Тогда Юрик решил, что его ответ понравился. Теперь он уже начал в этом сомневаться.

Реклама

Потом у него спросили, что такое черешни, груши, сливы и яблоки. Юрик хотел сказать, что это фрукты, но вовремя вспомнил, что черешня — это ягода, и промолчал. Потом спихолог спросил: «Собака больше похожа на кошку или на курицу?» Юрик подумал, что странный дядька так шутит. Наверное, смеяться не следовало, потому что затем странный поинтересовался, чем похожи друг на друга белка и кошка. Видимо, для него это было важно. И он мог обидеться, когда Юрик засмеялся.

Чтобы как-то исправить положение, Юрик стал рассказывать, как они с мамой в парке кормили белочку. Дядька заскучал и начал посматривать на часы. Мама заволновалась. Время, отпущенное на консультацию, заканчивалось, а список вопросов еще не был пройден и до половины.

Реклама

Сейчас Юрик думал, что надо было рассказать спихологу, что он уже немного умеет читать, считает до ста, правда, иногда забывает, как называется число сорок, что ему уже купили портфель, как у десантника — с коричнево-зелеными разводами, что тетя, которая готовила Юрика к школе, сказала маме, что в школе он будет отличником. Судя по тому, как обрадовалась мама, быть отличником было хорошо и правильно. А теперь мама огорчена…

Ну ничего! Юрик знает, что делать. Надо расспросить ребят, которые уже побывали у спихолога, и узнать, какие ответы ему понравились. Тогда на следующий год его точно возьмут в школу!..

Хотя официально тестирование будущих первоклассников запрещено, нередко им устраивают самый настоящий экзамен — проверяют технику чтения, предлагают сделать звукобуквенный анализ слова, посчитать до двадцати и обратно, назвать десяток писателей.

Реклама

Закономерно, что лучше всего с этими заданиями справляются дети, которых целый год натаскивали выполнять именно эти бессмысленные с точки зрения перспектив обучения действия. По моим наблюдениям, «натасканные» дети уже к концу первого класса отстают от одноклассников, которых не готовили таким образом к школе. С психологической точки зрения это объяснимо — однотипные упражнения тормозят развитие, снижают мотивацию («это я уже проходил, мне это не интересно»), раньше времени отбивают охоту к учебе.

Особо ретивые педагоги и родители готовы трехлетних детей вогнать в жёсткие рамки образования, аргументируя тем, что ребёнку, освоившему правила поведения в школе, потом будет легче. Возможно, легче будет учителю. Ребёнку будет труднее уже сейчас, потому что на подготовительном отделении предъявляются те же требования, что и в школе. Но даже в шесть лет привыкать к строгой дисциплине, ситуации оценки и страха оказаться неуспешным намного труднее, чем в семь.

Реклама

К семи годам игровая мотивация переходит в учебную — в том случае, если ребенку дали наиграться. Если приобщение ребенка трех-четырех лет к чтению или счету идет не в игровой форме, а с помощью «кнута и пряника», то уже в первом классе начинаются проблемы с поведением и вниманием, потому что не сформированы внутренние регуляторы. Ребенок готов «играть» в школу, но не учиться. Игра — это то, что можно в любой момент бросить. А когда нельзя? Следствие — отвращение к урокам, конфликты с учителями, плохая успеваемость, уход в болезнь. Сколько «звездочек» погасло из-за амбициозных родителей, отдававших шестилеток в школу по принципу «раньше сядешь — раньше выйдешь»!

Реклама

«Школьная зрелость», или готовность к школе, включает несколько аспектов, в том числе педагогический, физиологический и психологический. Дошкольник может читать и считать к радости педагога, но отставать в своем физиологическом развитии. Психологическая готовность подразумевает сформированность основных психических функций — произвольного внимания, тонкой моторики, способности устанавливать причинно-следственные связи и многого другого. Обучать физиологически и психологически незрелого ребенка — это все равно что накачивать овощи химикатами, создавая иллюзию зрелости.

Равномерное развитие у детей всех трех аспектов сегодня встречается редко. Диагностика накануне первого сентября в лучшем случае только констатирует их рассогласование. Поэтому надо не готовить ребенка к школе, а развивать с первых лет жизни: читать ему хорошие книги, обсуждать прочитанное, рисовать вместе с ним, развивать в игровой форме тонкую моторику и координацию движений, произвольное внимание, чувство времени, трудолюбие, ответственность, мышление, волю, не забывая о физическом здоровье.

Для этого не требуются особые условия и специальные методики — только время и желание родителей.

Реклама