(В. Шекспир, «Гамлет»)
Если выживание требует изменений и действий, что же мешает нам измениться и действовать? Патологический страх. Так тяжело больной человек предпочитает умереть «своей смертью», лишь бы не проходить обследование, которое может подтвердить роковой диагноз. Так люди покорно ждут своей очереди в газовую камеру.
Использование страха как средства манипуляции отдельными людьми и целыми народами — биологическое преступление перед человечеством. Патологический страх порождает стремление к стабильности, даже если существующее положение невыносимо: «лишь бы не было хуже».
Естественный, конструктивный страх, выполняет защитные функции, сигнализирует об опасности и побуждает к сопротивлению. Существо, лишенное предупреждающего страха, обречено на вымирание. Представьте, что вы переходите улицу. И вдруг из-за поворота вылетает грузовик. Вы замираете от ужаса. И благодаря этому машина пролетает мимо вас. Страх спас вам жизнь и здоровье. Человек, спасаясь от разъяренного быка, прыгает через двенадцатиметровый ров. Женщина поднимает легковую машину, под которой оказались ее дети.
Страх спасает нас, давая нам силы, обостряя интуицию, расширяя наши возможности. Но, как любое лекарство, он имеет побочные эффекты. Они возникают тогда, когда реакция организма неадекватна ситуации. Только здоровый организм работает как совершенный компьютер, мгновенно просчитывая ситуацию и выбирая единственно верное решение. Но если произошел «сбой в программе», страх из союзника превращается в противника. Чаще всего это происходит, когда мышление человека дезорганизовано. Причин масса. Это болезни, неблагополучное эмоциональное состояние, воздействие алкоголя и наркотиков — все то, что искажает информацию о внешнем мире. Как страх выполнит заложенные природой защитные функции, если оценка ситуации неверна?
Известна старинная притча о страхе. «Куда идешь?» — спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят», — упрекнул он ее. «Нет, — возразила она, — я погубила только пять, остальные умерли от страха».
Возможно, таким образом природа сохраняет равновесие между людьми, пренебрегающими опасностью, и теми, кто склонен ее преувеличивать. Если бы этого не происходило, естественный отбор должен «выбраковывать» особей, не знающих страха. И в ходе эволюции останутся, мягко говоря, самые осторожные? Солдат, пересидевший атаку в окопе. Милиционер, укрывшийся за спиной напарника. Кто упрекнет их в том, что животная природа взяла верх над человеческой, если это человеческое вытравлялось долгие годы? Среди семи смертных грехов трусость не упоминается…
Мужество — это готовность противостоять опасности, о которой сигнализирует страх. Чем больше жизненной силы и зрелости в человеке, тем более он способен противостоять опасностям. Однако если бы мужество не замечало этих предупреждений, оно вступило бы в противоречие с биологической функцией страха. Аристотель говорит о мужестве как о середине между трусостью и безрассудством. Биологическому самоутверждению необходимо равновесие между мужеством и страхом. Такое равновесие свойственно всем существам, способным к самосохранению и развитию. Если предостережения страха не доходят или мужество исчезает, жизнь угасает. Стремление к надежности, совершенству и уверенности есть биологическая необходимость. Однако это стремление становится разрушительным, если человек не идет на биологически необходимый риск.
В каких случаях риск оправдан и необходим? Когда страх перед знакомым настоящим сильнее страха перед незнакомым будущим. Когда нечего терять. Когда разочаровался в том, ради чего жил и во что верил. Наверное, можно просчитать, сколько людей надо довести до такого состояния, чтобы произошел социальный взрыв. Есть анекдот про суровых сибирских мужиков, которые проверяли на прочность японскую электропилу. Они успокоились, только когда пила сломала зубы о чугунный лом.
Жизнь каждого из нас включает в себя страх и мужество, находящиеся в состоянии подвижного равновесия. На языке биологии это называется витальностью, то есть жизненной силой. Человек является наиболее витальным из всех живых существ. Однако существуют не только индивиды, но и отдельные нации и даже эпохи ослабленной витальности. Утратившую витальность нацию или эпоху вытесняют более жизнеспособные.
Что же должно произойти, чтобы заработал инстинкт самосохранения нации? Только в сказке Л. Толстого «Об Иване дураке» война тараканского царя с Ивановым народом кончается быстро, оттого что дураки добровольно отдают свое добро беспредельщикам: тем становится «гнусно и скучно», и вражеское войско разбредается…