Чтобы понять, как она связана с тремя существами внутри нашего мозга, нужно заметить, что человек отвечает за мышление и осознание, млекопитающее — за чувства и эмоции, рептилия — за глубинные потребности — безопасность, секс, стабильность и выживание.
К сожалению, в рамках одной статьи я могу описать лишь очень упрощенный вариант этой техники. Я узнала ее от прекрасного тренера личностного роста Олега Матвеева. По-видимому, авторство в таком виде принадлежит ему.
Итак, начнем с воспоминания о какой-то конфликтной ситуации — лучше всего о той, которую вы до сих пор прокручиваете у себя в мозгу с мыслью: «Надо было тогда поступить так-то…» Сейчас вы сможете наконец докрутить ее до конца.
(Не нужно сразу начинать с ситуаций, в которых есть явная угроза выживанию. Лучше сначала разобраться с млекопитающим — то есть, с конфликтами, в которых затронуты самолюбие и статус).
1. Берем лист бумаги и просто описываем ситуацию. Без оценок, без эмоций. Как будто вы смотрите фильм и просто пересказываете, что там происходит. «Я сказал ему: „Да как ты смеешь!“, а он ответил: „Тебя забыли спросить“, потом отвернулся, вышел и хлопнул дверью». В общем, описание должно быть таким, чтобы оппонент, если бы мог его прочитать, согласился: «Да, именно так все и было».
2. Описываем свои чувства в этой ситуации. Опять же — никаких оценок! «Я чувствовала, что он делает мне назло» — это не чувство, а оценка. Описываем именно чувства: боль, гнев, ярость, бессилие, злость, смущение, грусть, досаду…
3. Когда все чувства выплеснуты на бумагу, задаем себе следующий вопрос: «А чего я хотел от этой ситуации? Чего я ждал? В чем я нуждался?»
«Я хотел, чтобы он ответил мне: „Ты прав“…»
«А что мне это дает? Чувство правоты? А что оно мне дает?»
И так до тех пор, пока не дойдем до сути: я хотел признания, уважения, безопасности, приятия, любви, понимания…
Отлично! Мы проявили заботу о своем млекопитающем и рептилии. Мы услышали их голос. Мы поняли, чего они хотят. Как ни странно — оказывается, наши желания совпадают. Проблема заключалась в том, что мы, вместо того, чтобы удовлетворить их самостоятельно, ждали их удовлетворения от другого человека, который, в свою очередь, ждал от нас удовлетворения своих желаний.
И вот здесь мы применяем способность, свойственную лишь человеку: поставить себя на место другого.
4. Входим в роль оппонента и спрашиваем себя: «А что я чувствую?»
Сначала это может показаться сложным — откуда я могу знать, что он чувствовал? Но воображение быстро нам поможет. В конце концов, оно ведь уже помогло приписать ему всевозможные злокозненные мысли, когда мы глядели на ситуацию со своей колокольни. А теперь посмотрим его глазами.
Итак, пишем от лица оппонента: «Я чувствую…»
5. Теперь пишем от лица оппонента: «Я ждал от этой ситуации… Я хотел… Мои потребности — это…»
6. Закончив писать, вы с удивлением обнаружите, что вы во многом хотели одного и того же. Просто каждый ждал удовлетворения своих потребностей от другого.
7. И, наконец, последний шаг: с позиции стороннего наблюдателя поищите такое решение, которое устроило бы обоих и удовлетворило бы все их потребности.
В чем смысл этого процесса?
Во-первых, вы научитесь понимать, чего вы на самом деле хотите и за что сражаетесь. Дальше вы можете решить: вести себя как млекопитающее или человек. Вспомните: для млекопитающего нет разницы между прошлым и настоящим, поэтому оно до сих пор искренне по-детски уверено, что окружающие должны о нем заботиться и удовлетворять его потребности. Как ни упрощенно это звучит — но именно здесь основная причина многочисленных конфликтов.
Во-вторых, чем лучше связь вашего интеллекта с эмоциями и инстинктами — тем вы гармоничнее и целостнее, тем меньше у вас внутренних конфликтов — а стало быть, и внешних.
В-третьих, эта гармония ведет к тому, что инстинкты и эмоции начинают работать на вас, а не против вас. Поработав с несколькими тягостными воспоминаниями прошлого, вы обнаружите, что все лучше понимаете других людей в настоящем — не умом, а интуицией. Вы чувствуете, что на самом деле мучает оппонента, чего он хочет и почему злится. И вы интуитивно находите нужный тон и нужные слова.
Это не значит, что вам придется наступать на горло собственной песне — вы ведь уже стали самодостаточным, поэтому эмоции оппонента вас не задевают за живое. И то, что раньше было бурным конфликтом, постепенно превращается в умиротворяющую и гармонизирующую творческую игру.