Любовь любви рознь. Все знают, что из двоих любящих один любит больше. Это значит, что такой человек больше способен к самопожертвованию ради благополучия другого. А вот у другого может вообще не быть этого душевного качества. Он ценит другого за то, что получает от него, — за заботу и внимание. Отдавать не умеет, но брать согласен и считает себя вполне заслуживающим даров.
Если сам по себе он человек добрый, то любовью считает свою благодарность за заботливое отношение к нему. Каждый раз, получая что-то хорошее от партнера, он с чувством произносит: «Я тебя люблю!».
Правда, при этом его совершенно не заботит, каких трудов это стоило его «любимому». В следующий раз может потребовать большего, но всегда поблагодарит: «Я тебя люблю! Что бы я делал без тебя!». Сам же ни на какие жертвы для другого не пойдет. Ну не знает он, что любовь предполагает также самоотдачу по отношению к предмету любви! Наверное, как всегда, причины кроются в детстве.
Более тяжелый случай с законченным эгоистом, который любит только себя и хочет, чтобы мир вращался вокруг него. Он тоже говорит партнеру о своей любви, но с целью побудить того к подвигам ради себя любимого. Чувство благодарности здесь начисто отсутствует. Присутствует трезвый расчет и притворство. Да и «любовь» будет длиться до тех пор, пока ему это выгодно.
А что доказывает ревность? Именно то, что один способен заботиться о чувствах избранника, а другому до этого еще надо дорасти. По-настоящему любящий человек, несмотря на боль возможной утраты, не станет отравлять жизнь любимого своими подозрениями и переживаниями. Что бы ни творилось в его душе, он готов пойти на все, чтобы объект его любви и забот был счастлив. Ах, есть ли в наше время такая возвышенная любовь? Так хочется, чтобы она была!
Другая же сторона в случае предполагаемой потери любящего человека «съедет с катушек». В ход пойдут полные драматизма сцены ревности с рыданиями, страданиями, обвинениями и угрозами убить изменника или наложить на себя руки: «Я не смогу жить без тебя!». Оно и понятно. Заметьте, человек говорит только о себе и давит на совесть партнера. Ему, как и прежде, нет дела до чувств другого. В случае с совершенным эгоистом ревность выражается в безобразнейших формах: не отда-а-ам! А ведь речь идет только о потере, рисующейся в воображении.
Но как же классика — Отелло с его страстной любовью и безумной ревностью? Просто наш мавр — океан бушующих, несдерживаемых чувств. А в остальном все укладывается в описанную выше схему поведения человека, еще не научившегося любить. Он же сам признавался, что полюбил Дездемону за состраданье к его мукам. А ведь она полюбила его за его же муки. Кто любил сильнее?