Калокагатия. Достижима ли гармония души и тела в наши времена?

Реклама

Несчастный горбун из Нотр-Дама (во времена моего детства это был не герой мюзикла, а книжный персонаж) появился в моей жизни одновременно с гриппом.

Я была школьницей, занятия пропускала редко — только если на самом деле не могла ходить. Я прекрасно помню этот день, эту температуру и эту книгу.

После этого лет десять я жила с твёрдым убеждением, что внешность, физическое здоровье и характер человека никак не взаимосвязаны. Что доброта — атрибут, не соотносимый с чертами лица.

Сомнения появились у меня в годы обучения в мединституте. Слово, которое их вызвало, называлось «психосоматика» (тело реагирует на стресс болезнью; полагаю, что стрессы разных типов вызывают разные болезни; есть некоторые устойчивые сочетания; иногда с устранением стресса уходит и заболевание).

Реклама

Кроме того, как оказалось, существовало понятие «патогномоничного габитуса» — характерного внешнего вида, свойственного пациенту с той или иной нозологией.

По опыту, красивые люди подводили меня в жизни значительно реже и были более открыты и доброжелательны. Мне самой было с ними гораздо проще. Но я не хотела обдумывать таких фишек. Они слишком походили на евгенику и были чреваты очередной насильственной селекцией.

Но размышлять приходилось. Время от времени в философских трактатах совершенно разных культур я встречала манифесты калокагатии (гармоничная взаимосвязь светлой души и совершенного тела).

Окончательно я сдалась пару лет назад, увидев у Патанджали фразу о невозможности просветления для людей с несовершенным телом. В школе йоги Айенгара используется очень много приспособлений — бруски, одеяла, верёвки — и постулируется, что практически каждый человек может попробовать любую позу. Но есть множество ограничений на занятия. Таким образом, сохранение здоровья необходимо для духовного роста.

Реклама

Если же опуститься до бытовой прозы и порассуждать, почему красота/некрасота есть маркеры душевного состояния, то полезно будет вспомнить перед этим о феномене «бреда глухих». Особое ощущение преследования и недоброжелательности возникает у них потому, что они не слышат, что говорят окружающие, и доходят в этом состоянии неизвестности до выводов, что против них «что-то замышляют». Где происходит сбой программы? «Я ничего не слышу из того, что они говорят. Они переглядываются заговорщически. Они считают, что я больной. Они считают, что я плохой, раз ничего не слышу. Это мои враги!» Сбой — после первого утверждения.

Давно замечено, как изменяется отношение глупых людей к вегетарианцу. Вот примерный ход мыслей: «Так, он говорит — убивать животных плохо. Он считает себя хорошим, а меня плохим. Значит, он ненавидит меня. Он мой враг!» Логическая ошибка, если кто не уловил — после первой точки.

Реклама

А теперь поговорим о формирующем психику детей отношении окружающих.

Красивый и здоровый человек растет чаще всего обласканным вниманием взрослых. Он воспринимается людьми как объект эстетического наслаждения, его внешность доставляет ощутимое удовольствие и это выражается в феномене отдачи. Ребенку посылают больше улыбок, чаще берут на руки, в компании по нему центрируются игры и так далее. Некрасивый и больной ребенок лишен этих бонусов. Кроме того, ему достается масса негативных эмоций.

Некрасивый и больной человек воспринимает эти стороны своей жизни как тяжкий груз. Он не имеет возможности вырасти неискаженным внутренне. Никакое окружение не может компенсировать самоосознания ущербности.

Реклама

И у красивых деток бывает дисморфоманический бред — тело может казаться уродливым, нос слишком длинным, но это уже заболевание известного регистра. В таком случае детки, по идее, развиваются по схеме некрасивых, у них также не бывает в жизни моментов, в которые они могли бы в полной мере ощущать гармоничность своих черт. Таким образом, налицо непрерывная, постоянная неудовлетворенность собственной внешностью, затаённая боль. Чувство вечной досады, скрываемое, вымещаемое изподтишка, изредка, и иногда стойко прицепляющееся к характеру. Дурной характер, в свою очередь, углубляет ущербную внешность. Я не знаю, есть ли способы разорвать этот замкнутый цикл.

Вы скажете — полно красавцев с дурными характерами. О, да. Но вы, наверное, подразумеваете здесь под характером некие социальные взаимосвязи. А я — еще и внутреннюю компоненту. Уверены ли вы в глубине негативных чувств красивых людей? Не легче ли им вернуться к душевному спокойствию, мельком взглянув в зеркало?

Реклама

Вы обращали внимание, как люди организуются в пары? Есть такое понятие «ассортативности брака». Уродливый принц сватается к глупой принцессе только в сказке. Жизнь же утверждает, что человек подсознательно знает, насколько должен быть красив его партнёр, понимает, на что можно претендовать, а где не по купцу товар. Человек ищет похожего на себя, ищет внешне, а получается — генетически. То есть человек — иногда в большой тайне от самого себя — непременно осознает свой биологический статус. А это очень правильное понятие, поскольку «искать надо в своём пруду», негармоничная внешне пара распадётся. Примеров — выше крыши, добавьте любой по вкусу.

И еще один момент, на котором я бы хотела остановится. Считается, что уродливые люди умнее, так как из-за вынужденного одиночества они погружаются в науки. (Пример — Сеченов, изуродованный оспой в два года, не обремененный вниманием девушек, ставший великим физиологом. Сеченов просто был умён; будь он и писанным красавцем, он бы добился того же.) И как антитезис, что красивые — глупы, потому что им всё легко достаётся в жизни.

Последнее утверждение — заблуждение. Красивые получают гораздо больше возможностей для саморазвития и успешно этим пользуются.

Реклама