Хочу сразу оговориться — рассматривать лидеров-глав семей лишь по уровню дохода не буду. Речь пойдет исключительно о лидерах-«экспертах», которых не существует в природе.
Нет, я не ошибся. Профессиональных лидеров не существует. Есть хорошие лидеры, но они не знают, каким образом пришли к лидерству, как и не знают того, что же именно они делают такого, что позволяет им быть лидерами — и в семье, в частности. Лидерами в хорошем смысле слова.
Есть немало примеров, когда неграмотный, но умный человек является настоящим лидером у людей с высшим образованием. И это очень хорошо. Хорошо, что лидерство не сводится к банальной компетентности, и что люди, от которых мы во многом зависим, не являются узкими специалистами в области межличностных взаимоотношений. Уж совсем не хочется иметь «профессиональную в отношениях» жену… И «умению дружить» не хочется учиться.
Но если лидерство не является следствием хорошей теоретической подготовки, не зависит от приобретенных навыков и умений, то получается, что лидерство нельзя совершенствовать? И как же тогда быть? Как решать сложные жизненные проблемы в семье? Лишь интуитивно?
Ответ однозначен — учиться необходимо. Но лидерство нельзя совершенствовать за счет обучения — только посредством образования. В человеческих взаимоотношениях эти два термина — «обучение» и «образование» — приобретают совершенно разный смысл и приводят к несхожим результатам.
Обучением мы развиваем, например, навыки и технику обхождения с людьми. Но семья — это не подчиненные на работе. Пусть каждая новая специальная техника предположительно расширяет область контроля. Но все равно: любая техника бесполезна в области эмоциональных человеческих взаимоотношений… Ответственность главы семьи как лидера не находит выхода.
Вот тогда и начинаются неприятности: ощущая огромную ответственность, глава семьи чувствует себя беспомощным перед растущими проблемами… Нет никаких специальных тренингов и курсов по эффективному обучению «как правильно жить». Нельзя приобрести чисто механические навыки хорошей жизни. Нет волшебных слов и заклинаний.
Остается самое неприятное — злость и раздражение. Плохое отношение к окружающим возникает самопроизвольно, лишь усиливая общую гнетущую атмосферу. Глава семьи в замешательстве и беспомощности прибегает к бесконечным спорам, переходящим в перепалки, к оскорблениям и конфронтации, пытаясь обрести контроль над ситуацией… Семейные драмы возникают чуть ли не ежедневно.
Образование дает информацию и знания, которые только при умелом применении становятся ключом к пониманию происходящего. Образование приводит к мудрости. А мудрость ведет к терпению, уважению, состраданию и скромности — к самым главным качествам лидера.
Образование дает возможность человеку лучше понимать контекст собственных решений, шире воспринимать весь окружающий мир. Заставляя пересматривать собственный жизненный опыт, образование также дает возможность человеку принять эстетику лидерства. Умный и проницательный глава семьи получает удовольствие от добрых, душевных взаимоотношений в семье и от эффективности своей деятельности.
Лучшее понимание самого себя приходит лишь в процессе постоянного самообразования. Правильная позиция поможет главе семьи сформировать свой собственный стиль верного общения с другими людьми. Поможет стать уникальным, искренним и независимым человеком. Даст способность мыслить по-другому — отчетливо видеть свои скрытые возможности, ложность многих предубеждений и предрассудков, по-настоящему верить в себя, в своих родных и близких людей.
На мой взгляд, такой глава семьи — настоящий лидер. И как хорошо, что этому можно научиться! Научиться через образование.
Нет, я не ошибся. В человеческих взаимоотношениях эти два термина — «обучаться» и «учиться» — имеют совершенно разный смысл и приводят к несхожим результатам…