У ребенка дефицит внимания: как быть?

Реклама

Сейчас начали все чаще ставить такой диагноз, и первое, о чем бы я попросила родителей — не спешить соглашаться. Как раз прошлым летом занималась с мальчиком, у которого два специалиста подряд зафиксировали ЭТО, а я месяц искала и не нашла. Другое заблуждение состоит в том, что раз дефицит внимания, то обязательно присутствует гиперактивность.

А это совсем не так, и чаще у девочек, чем у мальчиков. Ты говоришь, а она не слышит… Заметьте, прошу, самые опытные специалисты до сих пор не решили, что это: болезнь или дар, поскольку деточка может находиться в своем мире и решать внутренние важные задачи. Или испытывать скуку в связи с особой одаренностью и, не имея возможности реализовать ее, находиться в стрессовом состоянии, вызванном семейными обстоятельствами: болезнью близких, потерей родителей и др.

Реклама

Поэтому для постановки диагноза требуется полгода обязательного медицинского наблюдения. По мнению ряда авторитетных специалистов, оно должно производиться на основе клинического осмотра ребенка педиатром и невропатологом с обязательным присутствием психолога.

При этом считается необходимым исследовать вербальный и невербальный интеллект маленького пациента, чтобы оценить специфические индивидуальные качества каждого отдельного ребенка, видеомоторную координацию, способности, уровень эмоционального развития, состояние мозга, центральной нервной системы и т. д.

Кроме того, нужно учитывать мнение психологов, которые считают, что и здоровые дети могут проявлять признаки дефицита внимания. Они вообще различают понятия «внимание» и «внимательность».

Реклама

Внимание — это не что иное, как сосредоточенность психики человека (да и всех высших позвоночных животных), направленная на конкретный предмет, который значим «здесь и сейчас». Оно существует в трех видах:

1. Непроизвольное, возникающее непреднамеренно как ориентировочная реакция, присущее всем людям и преобладающее у детей до пяти — семи лет.

2. Произвольное, наоборот, требует целенаправленных волевых усилий. И складывается из объема, распределенности и устойчивости внимания, его переключаемости, наличия внутреннего плана действий.

3. Постпроизвольное, сдвигающее мотивацию на цель и обеспечивающее изменение действий без значительных волевых усилий.

Предыстория появления термина «дефицит внимания» довольно любопытна, хотя проблема была зафиксирована более 100 лет назад и формулировалась в разное время как «гиперкинетический хронический мозговой синдром», «минимальное повреждение (дисфункция) мозга», «легкая детская энцефалопатия». Совершенно прав был Б. Д. Шмидт, выступивший в 1975 г. против этого на том основании, что для родителей он просто убийственен. Но термин «дефицит внимания» появился лишь через пять лет в США.

Реклама

Внимательность же — сложившееся качество личности. Но как его формировать? Во всяком случае, никак не окриками типа «Не отвлекайся!», «Куда уставился!» и т. д. А вот возбуждением интереса к предложенной деятельности (не доводя ребенка до переутомления, разумеется), а также тонкими подсказками вроде: «Давай, только ты закончишь раскрашивать в альбоме листики на дереве, мы с тобой поиграем в интересную игру»; «Посмотри, тебе осталось написать совсем немного»! И т.п. Только непременно все высказывания должны быть в доброжелательной форме.

Хороши также словесные игры, начиная с тех, что попроще («Если отбросить первую букву в слове „спорт“, что получится»?), постепенно усложняя такими, где потребуется поменять сначала одну, а потом две буквы в слове, чтобы получить другое — из кошки мышку и др. Речевые упражнения хорошо дополнять внесением двигательных элементов. Так, можно предложить, слушая разные цифры, называемые кем-то из старших, хлопать в ладоши или подпрыгивать, когда прозвучит: «Пять».

Реклама

Про игру «Да» и «нет» не говорить, белое и черное не называть, всем хорошо известно, так что достаточно о ней напомнить как об инструменте развития внимания.

Игра «Что изменилось?» тоже довольно популярна: на стол выкладываются 3—7 предметов (из игрушек, потом посуды или цветных карточек с изображением животных, растений и т. д.), ребенку предлагается их запомнить, а потом отвернуться (или выйти из комнаты, как удобнее), и спросить, какой вещи не стало. Вариант: предметы меняются местами, тогда и вопрос звучит иначе.

Из самых известных игровых упражнений для развития внимания стоит назвать «Съедобное — несъедобное»: когда водящий бросает мяч игроку, называя любую вещь, а тот его ловит, в том случае если она съедобна. Только заметила, что малышам больше нравится, когда они садятся на пол, а мяч катается. Можно, кстати, и без ведущего обойтись: если участник не ошибся в выборе, он получает право назвать следующий предмет.

Реклама

* * *
В общем, игровая база обширна, и требуется лишь внимательность самих взрослых для кропотливых и продуманных действий по развитию детского внимания. А каков же прогноз, когда дефицит внимания все же действительно имеет место?

1. Симптомы могут исчезнуть без последствий, и, став подростком, человек перерастает свою проблему.
2. Симптомы могут остаться, но при этом нет признаков развития психопатологии (примерно 50%).
3. Развиваются тяжелые осложнения во взрослом возрасте, включая личностные или антисоциальные изменения, алкоголизм и т. д. В этом случае человека могут преследовать несчастные случаи, разводы, смены места работы и т. д. И такой прогноз случается в случае сочетания дефицита внимания с гиперактивностью.

Реклама