Поставленная задача непроста, но вполне выполнима. Для ее удачного решения вам придется использовать одно из ключевых умений HR-менеджера — способность разбираться в людях. Кроме того, пригодятся и определенные методики, которые помогут эффективно отсеять людей, непригодных для данной работы. И плюс к этому — в штате вашей компании необходимо наличие специалиста-психолога. Не стоит надеяться только на психологические тесты — подделать их нетрудно, а вот обмануть опытного психолога в прямой беседе практически невозможно.
Кому водить?
На сегодняшний день практически все предприятия и организации в России имеют собственный автопарк. Разумеется, он требует немалых расходов, связанных с покупкой горюче-смазочных материалов и запчастей, сезонной заменой шин, прохождением техосмотра и так далее. По статистике, в крупных компаниях около 20% всех затрат идут на содержание автопарка.
Но нередко причиной основных расходов становится человеческий фактор. Например, водитель не уделяет должного внимания своему железному коню, тот постоянно «хромает» и, в конце концов, выходит из строя. А это — дополнительные расходы для предприятия.
После разбора полетов нередко выясняется, что виновник сего безобразия при поступлении на работу имел хорошие рекомендации. Как же так вышло?
Дело в том, что критерии подбора водителей для корпоративного транспорта несколько отличаются от стандартных. Простого резюме: «Не курит, не пьет, здоров, готов к сверхурочной работе, стаж более трех лет» — здесь недостаточно. Ведь человеку придется не просто крутить баранку дни напролет. Ему могут поручить отвезти начальника или сотрудников компании на важные встречи, передать ценные грузы или деловую корреспонденцию…
Вы представляете, какой серьезный урон предприятию может нанести даже один-единственный некомпетентный шофер?
Один из пяти
Можете не сомневаться — идеальный водитель в природе существует. Просто его надо уметь искать. Известный бизнес-тренер и психолог Игорь Добротворский утверждает, что бывает пять типов «служебных» шоферов, причем только один из них безопасен как на дорогах, так и для своего предприятия. Рассмотрим их все по порядку.
Знакомьтесь: первый тип — «Алкоголик». О его алкогольной зависимости могут не знать даже близкие родственники на протяжении многих лет. Человек, который страдает периодическими запоями, выглядит вполне нормально, не опаздывает на работу, безупречно выполняет свои обязанности. Но… через несколько месяцев без какого-либо предупреждения он вдруг может исчезнуть на неделю-другую. После чего возвращается с неправдоподобной душещипательной историей о больной бабушке на далеком хуторе и неожиданно испортившемся мобильнике.
Вычислить такого человека помогают проективные методики, например, «Рисунок несуществующего животного». У скрытых алкоголиков часто встречается изображение зверя, который живет в пустыне и мучается от жажды. Другой характерный образ — рисунок пугливого и жуткого на вид существа, обитающего в болоте. Оно скрывается от людей, потому что опасается нападений.
Второй тип — «Неудачник». Из-за кризиса многим представителям интеллигентной среды (инженерам, научным сотрудникам, преподавателям и др.) приходится заниматься менее престижным, но более оплачиваемым делом: торговлей, ремонтом, строительством. Немало среди них и водителей служебного автотранспорта: руководителям приятно, когда машину водит культурный, образованный человек, с которым можно поговорить о высоких материях, а не только о футболе или погоде.
Тем не менее, тот, кто нанимает на работу неудачника, сильно рискует. Человек, имеющий большие амбиции и не сумевший себя реализовать, никогда не будет удовлетворен положением «простого шофера». Скрытая ненависть к работодателю может принимать разные формы: от «случайных» поломок и распространения сплетен до продажи информации конкурентам компании.
Третий тип — «Подхалим». Это один из самых опасных типов водителей — настоящая рабская душа, заискивающая перед начальством и презирающая его подчиненных. Он стремится установить с шефом доверительные отношения, постоянно льстит и старается угадывать его желания. А неугодных ему сотрудников всячески очерняет в глазах работодателя. При приеме на работу он разговорчив, уверяет, что знает свою работу от и до, может изобразить рубаху-парня или всепонимающего «дядюшку».
Четвертый тип — «Хулиган». Он вечно попадает в какие-то неприятные истории и вечно оправдывается: то у него отобрал права идиот-автоинспектор, то напали бандиты, то отказали тормоза в машине. Но виноват не он, а неудачные обстоятельства.
Еще две характерные черты «Хулигана» — безответственность и инфантильность. Он легко может уехать в неизвестном направлении на служебной машине, а вернувшись через пару дней, объяснить, что возил маму в гости в другой город или помогал брату с переездом.
Распознать такого шофера можно при скрупулезном изучении его биографии. Там обязательно попадется один из подобных эпизодов: выгнали из вуза за пьянство или непосещаемость, был трижды женат и столько же раз разведен, отсидел 15 суток за драку и так далее.
Наконец, пятый тип — «Мужик». Это и есть тот идеальный водитель, о котором шла речь выше. У него обычная мужская биография: школа, ПТУ, армия, работа, семья. Имеется нормальное мужское хобби: рыбалка, охота или футбол. Он любит свою профессию и не хочет быть кем-то другим. Такой шофер уважает начальство, но при этом сохраняет чувство собственного достоинства. Часто немногословен. Не хватает звезд с неба, но не является ограниченным человеком. Может без труда запомнить или составить нужный маршрут, вовремя подать машину и как следует о ней позаботиться. Предельно аккуратен в вождении, а это значит, что вероятность попасть в аварию у него очень невелика. Но у него не хватит воображения, чтобы плести хитрые интриги или продавать сведения конкурирующим фирмам.
Словом, лучшей характеристикой здесь будет слово «обычный»: обычный характер, обычное мировоззрение, обычная биография, обычная семья.
Фильтруем, отбираем, сортируем…
Отметим еще несколько нюансов, которые помогут вам исключить из числа соискателей как можно больше случайных людей.
Начать стоит с резюме кандидата. Конечно, от водителя не требуется таких знаний и грамотности, как от заместителя директора или бухгалтера, но если он пишет свои имя, фамилию и отчество с ошибками, это настораживает. Если резюме было получено по электронной почте от соискателя со странным адресом наподобие begemotik @ mail.ru, lapochka @ yandex.ru или sex-gigant @ rambler.ru, то, согласитесь, невольно возникает мысль о некоторой неадекватности адресата.
То же самое касается и фотографии, приложенной к резюме. Если кандидат запечатлен на ней с друзьями у накрытого стола или полуголым на пляже, то… сами понимаете.
Кстати, в последние годы благодаря большой популярности социальных сетей среди российских работодателей появилась тенденция выяснять, какова онлайн-репутация соискателей. В этом есть свой резон: поведение кандидата в Интернете может многое поведать о его привычках, недостатках и достоинствах. При этом, если у человека большие достижения и отличный послужной список, но в Сети он открыто демонстрирует далеко не лучшие качества или откровенные фотографии, большинство работодателей предпочитают никаких дел с ним не иметь.
Всё это, конечно, весьма субъективно: можно привести сотни примеров, когда человек добивается грандиозных успехов на профессиональном поприще, даже имея хобби сомнительного толка, застарелые комплексы или семейные проблемы.
К тому же вторжение в личную жизнь не приветствуется на вполне законных основаниях, так как нарушает одно из положений
Подводя итог всему вышесказанному, хочется подчеркнуть: универсальный рецепт для поиска идеальных сотрудников пока не придуман, но с помощью современных методик, собственной наблюдательности и умения анализировать вы сможете свести риск к минимуму. Успеха вам в «кладоискательстве» и безопасности на дорогах!