Гендерная идентичность — это осознание принадлежности к мужскому или женскому полу, а гендерная социализация ребенка включает в себя присвоение черт, характерных для женского или мужского пола в данном конкретном социуме.
Проще говоря, перед родителями стоит вопрос: как в «нетрадиционной» семье воспитать в сыне мужественность, а в дочери — женственность? Станет ли ребенок, воспитываемый в однополой семье, гомосексуалом? Сможет ли сын, растущий без отца, стать «настоящим Мужчиной»?
Дополнительную путаницу в эту и так непростую тему вносят широко распространенные в обществе стереотипы («мальчик без папы обязательно вырастет маменькиным сынком», «мужчина без женщины никогда не сможет воспитать девочку», «однополые родители показывают плохой пример, они не дают детям выбора, а поэтому дети никогда не будут счастливы» и так далее).
Еще большая путаница происходит в сфере понимания — а кто же он такой, настоящий мужчина? Какая она — настоящая женщина? Ведь с развитием социума гендерные роли становятся все более размытыми: и мужчины, и женщины все больше отходят от традиционного понимания «исключительно мужских» и «исключительно женских» характеристик, появляется все больше свободы в возможностях реализации себя в разных сферах деятельности.
Сейчас мы знаем, что мальчики — плачут, а девочки могут проявлять себя не только на уроках кройки и шитья. И становится понятным, что традиционный подход к воспитанию («мальчик должен быть сдержанным и не проявлять своих чувств, а девочка должна быть кроткой и покорной») более не работает, так как не соответствует потребностям современного общества.
Будущие родители, выбравшие «нетрадиционный» способ жизни, не понаслышке знают о том, как болезненно может быть столкновение с социумом в плане «традиционных ценностей». И именно такие родители лучше других знают, как тяжело, но важно выбирать свой собственный путь, руководствоваться собственными ценностями и честно отвечать себе на вопрос «кто я?».
Лучшее, что может подарить родитель ребенку, — возможность выбирать, кто он и каким ему быть, при непременной поддержке на пути становления его личности. Конечно, ребенку важно видеть разные проявления «мужского — женского». Мама может быть нежной и ласковой, но одновременно с этим уверенно вести свой бизнес и, например, с удовольствием играть в баскетбол — но при этом оставаясь точно женщиной и совершенно точно — матерью.
Отец может принимать важные решения, строго требовать послушания в нужных моментах и легко приготовить ужин — при этом оставаясь стопроцентным мужчиной и отцом. Ребенку важно понять, что и мужчины, и женщины бывают разными, и нет «среднестатистического» или «правильного» эталона.
Разнообразие гендерных моделей поведения поможет ребенку расширить возможности выбора, согласно его личным пристрастиям и интересам, поможет ему лучше сориентироваться в мире и принять, что люди — разные, и он имеет право быть таким, какой он есть, и это — нормально.
А ненормально, в свою очередь, — жестокость, нетерпимость, грубость и так далее. Именно доверие к себе, понимание себя и уважение к своим особенностям, к своим индивидуальным (внимание: не только «половым», но и личностным) отличиям поможет сформировать у ребенка тот «стержень», на который он сможет опираться в жизни. Ведь куда лучше опираться на себя и собственные ресурсы, чем на социальные стереотипы, которые чаще мешают жить, чем помогают.
Стереотипы прошлого не соответствуют сегодняшней действительности. Так, исследования показали: предубеждение о том, что родители-гомосексуалы обязательно воспитают гомосексуально ориентированных детей — ложно, так как процент детей-геев в однополых семьях ровно такой же, как и в гетеросексуальных.
Разница лишь в том, что детям, воспитывающимся в гомосексуальной семье, психологически проще принять собственную идентичность.