Главная причина успеха многих обманов в том, что их жертвы просто не хотят знать правду. Экман называет это явление «ошибкой Чемберлена». Человек настолько захвачен происходящим, что не хочет знать правды, поскольку она будет означать, что он сделал огромную ошибку.
Почему название этого феномена связано с именем Чемберлена?
15 сентября 1938 года Адольф Гитлер жестоко и позорно обманул Невилла Чемберлена. Дело в том, что за три дня до этой встречи Гитлер потребовал присоединения к Германии части Чехословакии и спровоцировал беспорядки в этой стране. Его план состоял в том, чтобы напасть неожиданно, задержав мобилизацию чехословацкой армии. В то время как германская армия была практически в полной боевой готовности (естественно, все это было сделано втайне).
Поэтому на встрече Гитлер дает слово Чемберлену о мире, если чехи не станут проводить мобилизацию. «После этой встречи Чемберлен пишет своей сестре: «Несмотря на замеченные мною жесткость и жестокость его лица, у меня сложилось впечатление, что это человек, на которого можно положиться, если он дал слово» (Пол Экман «Психология лжи»). Чемберлен очень хотел, чтобы все решилось мирным путем, поэтому он увидел в поведении Гитлера честность, которой там не было.
Как же «расколоть» лжеца?
Чтобы определить, обманывает ли вас человек, нужно в первую очередь обратить внимание на противоречия. Например, слова могут не соответствовать тому, как звучит голос, или слова звучат правильные, но выражение или жесты не соответствуют голосу.
Однако здесь одна оговорка: если человек искренне верит в ту ложь, которую произносит, то его не смогут поймать на обмане. Поэтому, пытаясь подловить лжеца, постарайтесь очень внимательно следить за его жестами, мимикой, тембром голоса и словами, ищите противоречия!
Пол Экман говорит, что все эмоции являются универсальными. Чтобы не попасть в «ловушку», нужно учитывать культурные особенности людей, которые выражаются в двух моментах. Первый связан с тем, как мы управляем нашими эмоциями. Например, в Японии в своей личной жизни люди могут проявлять истинные чувства, поэтому в этой ситуации эмоции можно проанализировать. Однако в присутствии авторитетного человека японцы используют множество масок, что создает затруднения для интерпретации эмоций. Второй момент связан с «вариациями». Эмоции можно условно разделить на «основу» и «вариацию». «Основы» являются универсальными, а «вариации» имеют свои культурные особенности. Наиболее вольные «вариации» закладываются в детстве. Поэтому, стремясь определить обман, нужно всегда анализировать эмоции человека в контексте его культуры.
Можно научиться определять эмоции человека. Но специфика данного процесса заключается в том, что эмоция не рассказывает о своей первопричине. Люди ошибочно интерпретируют увиденные эмоции, соотнося их со своими собственными субъективными суждениями и выводами. Они обычно думают так: «Я вижу, ты боишься. Значит, ты это сделал». На самом деле это означает только то, что человек боится. А за этим может скрываться совершенно различные причины. Поэтому всегда надо смотреть на ситуацию со стороны, а не только с позиций своих догадок и желания уличить человека во лжи.
Люди уделяют словам много внимания. Шифрование слов и их дешифровка являются очень трудоемкими процессами. Это занимает существенную часть внимания, поэтому
Еще одна сложность заключается в том, что люди неосознанно прячут свои эмоции. Этот момент Пол Экман называет «правилом демонстрации». Большинство людей непреднамеренно корректируют свои выражения лица. Таким образом человек развивает свои навыки управления выражениями, что в результате проявляется в разнообразных вариантах сокрытия правды, то есть в обмане. Поэтому нужно всегда быть начеку, определяя, маска ли это или действительно настоящая эмоция.
Когда человек пытается скрыть сильную эмоцию, он сокращает время проявления эмоций, и она превращается в
При выявлении лжи в разговоре старайтесь внимательно следить за своим собеседником, наблюдать за словами и тембром голоса, жестами и позами, эмоциями и мимикой — все это невероятно сложное занятие.
«Выявление лжи — это не только наука, но и искусство. А искусство дается только практикой».