Отношение людей к разуму ясно просматривается по отношению их к различного рода соревнованиям, в том числе — и к Олимпийским играм. Дух захватывает, слезы наворачиваются на глаза, когда звучит гимн твоей страны, а на пьедестале стоят «наши». А много ли людей восхищается победителями соревнований по шахматам? Гораздо меньше. А кто восхищается победителями математических или компьютерных олимпиад? Только ученики школ, которые их послали, да и то не все. Почему многие рассматривают высокий интеллект как враждебное человеку орудие? Что плохого сделали людям Ломоносов, Леонардо да Винчи, Шекспир, Чайковский, Моцарт, Эдисон, Микеланджело, Репин и другие гениальные люди? И список их бесконечен.
Возражения сводятся к так называемым «злым гениям», таким как Чингисхан, Гитлер и другие. Но разве такие люди — гении? Разве можно считать гениями людей, способных вызывать массовый психоз и сподвигать массы людей к убийствам, издевательствам
При всем при этом я не хочу сказать, что стремление к физическому совершенству — это плохо. Это очень хорошо и полезно для здоровья, если не чрезмерно. Мало кто знает, какими издержками оборачиваются спортивные рекорды. Это ушибы, травмы, переломы
Когда Вы вынуждены поздно вечером возвращаться домой по плохо освещенной улице, кого Вы опасаетесь? Неужели человека, который, поравнявшись с Вами, скажет что-нибудь остроумное или задаст интересный вопрос? Нет, конечно, он скорее приободрит Вас, так как Вы интуитивно знаете, что его опасаться нечего. Скорее всего вы опасаетесь тех, кем восхищались, сидя у экранов своих телевизоров. Вы боитесь, что из темноты выскочит какой-нибудь качок или супермен с дубинкой и отделает так, что родная мама не узнает, или того хуже. Тогда в чем же дело? Зависть? Опасение попасть в неловкое положение? Или что-то еще?
По-моему, умных людей не опасаться надо, а выискивать, поощрять, воспитывать с детских лет. Общеизвестно, что большинство детей — гении. Посмотрите, с какой охотой и даже жадностью они осваивают новые знания, как умело их применяют! И к четырем-пяти годам это уже маленькие всезнайки, которые все знают, обо всем судят по-своему и всех учат. Откуда же тогда берется столько взрослых дураков? Почему они так отупели? И куда делись маленькие гении?
Не потому ли все это, что детей учат сначала ходить и говорить, а потом заставляют сидеть и молчать? А потом это продолжается и в школе, и в жизни. Кто из Вас не слышал таких наставлений:
— Ну ты и умник!
— Ты что, самый умный?
— Не умничай!
— Ты что, умнее всех?
Каждому ребенку от рождения даются способности и разум. Способности — это от природы, на генетическом уровне, это основа будущей профессии. Они даются каждому свои, от родителей. А вот разум дается всем! Это от Бога (или, если кому больше нравится, от всего человечества). И развитие его — на совести родителей. Развивайте разум своих детей сами, нет времени — найдите учителей (или наймите, кто может), запишите в кружки
Не случайно, если в школе заведется учитель, применяющий развивающие методики, тут и победы на олимпиадах, и отличные оценки. И дети, которые у них учатся, уже в жизни не пропадут, потому что они научились самостоятельно мыслить и применять свои знания.
Поэтому на вопрос, вынесенный в заголовок, я отвечаю: быть умным — это хорошо. И даже очень хорошо! А если правильно вести себя с окружающими, не выпячиваться, а помогать людям, никто Вас опасаться не будет.