В лингвистике различают действительный и страдательный залог. Действительный — когда действие совершает предмет или человек; страдательный — когда действие совершается над предметом или над человеком. Например, когда я владею телевизором — это нормально. Когда телевизор владеет мной, это уже патология, или — страсть.
Каковы свойства страсти?
Другой: «Вовсе нет! Я им не страдаю. Я им наслаждаюсь».
Страсти — это привычки, а как привычки они возникают, возрастают и укрепляются от времени и частого повторения (соответственно, чем сильнее укрепится в нас страсть, тем тяжелее будет впоследствии ее из нас «вытравить»).
Однако, внося в нашу жизнь неудобство и разлад, страсти имеют в себе еще и некую услаждающую часть (ведь если бы страсти все до одной были противными, то никто бы с ними вообще не связывался). Так что же это за наслаждение?
В обжорстве, беспорядочной половой жизни, лени, в новом сотовом телефоне — наслаждение; в любви к телевизору, играм — интерес и азарт; в гневе, обиде, злопамятности, мстительности, ропоте и самооправдании — чувство собственной правоты; в надменности, гордыне, эгоизме — чувство собственной важности, и так далее.
Благодаря некоей приятности от того или иного действия формируется психическая зависимость (страсть) — нам нравится повторять это действие, нам хочется этой приятности еще и еще…
Собственно, если это так приятно, то зачем с этим бороться?
(Первое послание апостола Павла к коринфянам, глава 6, стих 12)
Действительно, зачем? Живи себе, как живется, получай кайф от жизни — лафа! Согласен — наше право, никто нас насильно в рай не загоняет. Однако что читаем в Библии? «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12).
Да, мы свободны, но свобода подразумевает ответственность: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11, 9)
Неполный перечень дел плоти приводит апостол Павел в своем послании к галатам: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал. 5, 19−21)
Опасность быть отвергнутыми Богом заставляет христиан бороться со своими злыми привычками, объявляя самую настоящую войну страстям, потому что невозможно безнаказанно служить одновременно и Богу, и диаволу (см. Мф. 6, 24, Лк. 16, 13).
Какие есть пособия и руководства по борьбе со страстями?
Со временем на основе поучений и наставлений подвижников благочестия сложилась целая наука о борьбе со страстями посредством самоограничения и духовных упражнений. Название этой науки — аскетика (собственно, с целью познакомить с ней уважаемого читателя и появилась данная статья). Аскетика учит о том, как, в каком случае и какие подвиги следует нести человеку, как правильно поститься, молиться, исполнять добродетели, чтобы достичь святости. Как и у всякой науки, у нее есть свои источники, своя научная литература. Разберем, на какие труды стоит опираться рядовому христианину, ищущему спасения своей души.
В первую очередь — это книги Священного Писания Нового Завета (четыре Евангелия, книга Деяний, а также послания апостольские) — они являются основанием христианских морали, веро- и нравоучения. Можно получить немалую пользу уже только от чтения этих книг. Далее идут: «Душеполезные поучения преподобного аввы Дорофея» (VI век) — популярно изложенное учение о монашеской жизни и о борьбе со страстями; «Лествица, возводящая на небо» преподобного Иоанна Лествичника (VI век) — более глубокий труд о свойствах страстей и добродетелей; пятитомник «Добротолюбие» (IV — XV века) — самый подробный и самый глубокий труд о подвижнической жизни. Однако если поучения аввы Дорофея и «Лествицу» может читать малоподготовленный или вообще неподготовленный человек, то «Добротолюбие» следует изучать с крайней осмотрительностью — неопытный чтец может вместо пользы нанести себе непоправимый вред.
А как получить этот самый опыт? Опыт зарабатывается или путем набивания шишек, или перенимается от живого наставника, или из книг. Шишки набивать больно, малорезультативно и весьма опасно, живого наставника порою и днем с огнем не сыщешь, потому остаются только книги. В качестве настольного руководства по духовной жизни подойдут творения святителя Игнатия (Брянчанинова), в частности его двухтомник «Аскетические опыты» (XIX век), и творения святителя Феофана Затворника, в частности «Путь ко спасению» и «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», а также его переписка к частными лицами (XIX век). Эти два человека сумели осмыслить опыт отцов-подвижников ранних веков и изложить его языком, понятным простому человеку своего времени.
Из современных нам авторов будет полезно почитать проповеди и беседы митрополита Сурожского Антония (XX — начало XXI века) и беседы старца Паисия Святогорца (XX век). Оба этих автора — наши современники, потому язык их наставлений очень доступен, прост и понятен.
В следующей части нашей статьи мы рассмотрим, какими бывают страсти и как с ними следует бороться.