«Зачем, ну зачем он нужен этот переходный возраст, вот бы меня чаша сия миновала!» — восклицают родители. И в самом деле, зачем же мать-природа заложила в нас этот непростой период, да еще и поддержала его гормональными изменениями?
Полагаю, что в своей взрослой жизни вы уже обратили внимание на то, что для перехода на новую ступеньку развития нам необходимо выйти из привычной зоны безопасности и комфорта для освоения новой территории. Иногда это бывает болезненно, потому что не привычно. Это и есть кризис — по-старому не хочу, а по-новому еще не умею.
Вспомните, как в три года ваше драгоценное чадо также перечило по любому поводу с криками: «Я сам!». Это ведь тоже было освоение новой для него территории, усвоение того, что раньше было нельзя, а теперь можно. В шесть-семь лет вы уже сами говорили ребенку, выросшему из детсадовских штанишек: «Ты уже не маленький, ты должен ходить в школу, учиться». В 11−14 ребенок заявляет: «Все, я сам все знаю, а вы предки — устарели и ничего не понимаете».
Эти детские кризисы ярко выражены и видны, и очень нехорошо, если в своей взрослой жизни вы стремитесь обойтись без них. Посмотрите правде в глаза, возможно, вы застряли на одном месте, потеряли цели и ориентиры в жизни, забыли о своих мечтах. Посмотрите, не остановилась ли ваша жизнь в своем развитии, не стала ли она скучной и пресной?
Но вернемся к подростковому возрасту. Что же происходит в этот период длиной от одного года до нескольких лет?
1. Вчерашний ребенок осознает себя личностью отдельной от родителей, он «вырывает корни», посаженные предками, чтобы посмотреть, а то ли это, что надо ему? Этот возраст в первую очередь труден для самого ребенка. Он погружен в хаос, из которого ему еще только предстоит выработать что-то свое.
2. Подросток учится осознавать себя, свои желания, цели, стремления без примеси родительских наставлений. Он лелеет эти мечты, которые на самом деле будут давать ему еще долго-долго силы, потому что «греют душу». Эти мечты дают ощущение свободы и во взрослой жизни, именно поэтому так важно, чтобы они вообще были.
3. Это время переоценки ценностей, время веры в идеалы, в которые вера родителей почти потухла. Ребенок вырабатывает свою собственную точку зрения и стремится отстоять ее.
4. Это время совершить ошибки и возможность списать их на переходный возраст. Исключительно важно понять, что ничего страшного в ошибках нет, что на ошибках можно и нужно учиться. Не пройдя этот период, многие настолько их боятся, что не делают ничего вообще, предавая себя.
5. Переходный период — время ощущения своей силы, а не упование на мамину или папину.
6. В «трудном» возрасте подросток активно переключается с внутреннего, семейного мира на внешний. Ему необходимо расширить границы в мир, и как никогда важно доверие, но не попустительство родителей.
Бунт, подавленный в корне, приводит к инфантильности, к зависимости от родителей, к обидам, к страху совершить мало-мальскую ошибку, к непониманию себя, к неспособности достигать поставленные цели и вообще жить своей жизнью. Ответственность — это ведь не простая ноша, поэтому, когда восстание подавлено, дети легко соглашаются: хочешь, ну и отвечай за меня, ну и будь сам виноват, если что-то у меня идет не так. Так молодой человек соглашается на внешне сытую, а по сути пустую жизнь, ведь от «грудного молока» уже совсем мало ценности, хотя когда-то оно и было основой жизни.
Другая крайность непрожитого в полной мере переходного периода — синдром отличника, когда все надо сделать исключительно на пять с плюсом, иначе нельзя, и нет такому человеку ни отдыха, ни покоя в жизни. Нет, собственно говоря, и своей жизни, ведь он стремится взять на себя чужие ноши, он отвечает за всех и вся, не имея внутреннего права отказаться.
Надеюсь, что я убедила вас в том, что переходный период из детства во взрослую жизнь необходим. И задача родителей в воспитании подростка — помочь своему ребенку пережить это время с минимальными потерями и с наибольшей пользой.