Естественно, родители идут по горячим следам разбираться с педагогами. И тут выясняется, что их чадо таким образом «похвалили».
Педагог с самой доброжелательной интонацией назвал ребенка «дурочкой», не имея и в мыслях оскорбить его или обидеть. А ребенок услышал только слово, не обратив внимание на интонацию и, тем более, контекст.
Что делать родителям в таком случае? Ругаться с педагогом? Объяснять малышу, что, если интонация благожелательная, то его можно обзывать, как вздумается? Или учить его огрызаться в ответ? А может, учить взрослых быть элементарно вежливыми и следить за своими выражениями?
Это риторические вопросы в том плане, что каждый сам выберет для себя правильный ответ.
На мой взгляд, самое разумное — это учитывать особенности развития ребенка и разговаривать с ним с учетом этих особенностей, чтобы избегать таких вот ситуаций. (Интересное предложение для педагога! Но что поделать, приходится искать варианты.)
Когда малыш в пеленках, он слышит интонацию, а не смысл слов. Вот его можно ласково назвать «засранчиком», пока памперс меняешь. Детки в этом нежном возрасте познают мир эмоциональный. Они очень тонко чувствуют интонации, эмоции, внимательно наблюдают за мимикой. Чем меньше ребенок, тем более эмоциональным должно быть общение с ним. И не важно, что вы ему говорите, — главное, с улыбкой.
Но с возрастом, с познанием мира, малыши начинают понимать, что не все слова «белые и пушистые». Есть и такие, которые могут обидеть, оскорбить, есть «плохие слова».
Мамы и папы ругают трехлетнего карапуза, если он повторяет за другими нехорошие слова, тем самым приучая, что такие выражения недопустимы в общении. При этом в полтора-два года «такие» словеса из уст еще вызывают смех и умиление. Как же! Такой забавный — смысла не понимает, а повторяет приколько.
Умиляются до поры до времени. Пока кто-нибудь посторонний не сделает замечание родителям. Вот тогда вдруг начинается «гонение» на нехорошие слова, и ребенку в прямом смысле (к сожалению, в большинстве случаев) вбивается, что так говорить нельзя.
К четырем годам воспитание воспитанного молодого человека дает свои плоды. Девочки и мальчики твердо усваивают основные правила и на всякие мелочи, вроде интонаций и общего смысла фразы, не обращают внимания.
И начинаются эксцессы — почему это маленьким нельзя так говорить, а взрослым можно? А вместе с этим слезы, обиды, нежелание идти вновь к этому педагогу и головная боль родителей — что делать, если их сын или дочь наотрез отказываются ходить в садик или на кружки?
Ответ на первый вопрос один, правильный, — никому нельзя. А на второй?
Вот и получается, что детей учим одному, сами делаем другое и потом попадаем в такие затруднительные ситуации.