Почему не работает тайм-менеджмент? Ещё раз о соционике

Реклама
Профессионал

Мы хотим всё успевать. У нас масса дел, идей, неоконченных проектов, встреч, контактов… Как справиться со всем этим? На помощь приходит наука тайм-менеджмента — управления временем. В ней, казалось бы, всё предельно ясно: веди хронометраж, каждый день съедай по «лягушке», то есть выполняй одно мелкое и неприятное дело, ну, а с большим проектом можно справиться по частям (это называется «разрезать слона на бифштексы»). И всё будет в полном порядке, уверяют нас специалисты.

К сожалению, из наших благих намерений мало что получается. Время как было неуправляемым, так и осталось, а новоиспечённый «тайм-менеджер» клянёт себя и лень-матушку, которая родилась на свет раньше него. Самокритика энтузиазму никак не способствует, и руки опускаются окончательно. В чём же дело? Неужели все те, кому не помог тайм-менеджмент, — просто-напросто безнадёжные лентяи? Попробуем разобраться в этом с помощью соционики.

Реклама

Вот, например, логико-интуитивный интроверт — Робеспьер. Он считает себя очень ленивым, потому что не занимается домашним хозяйством. Зато умственная работа любой сложности и любого объёма Робеспьера не пугает. Наоборот, вдохновляет. Если Робеспьеру-Аналитику попадётся задача, достойная его аналитического ума, — он будет работать над ней часами, не останавливаясь, ни на что не отвлекаясь, в том числе на сон и еду. Так кто же он — лентяй или трудоголик?

Робеспьер не очень вынослив и быстро утомляется, поэтому и избегает перегрузок, выбирая работу, которая у него хорошо получается, и отказываясь от той, в которой не силён. При этом Робеспьер — тип рациональный, а значит, достаточно организованный. Никогда и никуда не опаздывает, высоко ценит пунктуальность, уважает и чужое, и своё время. Он сам планирует свою деятельность и расставляет приоритеты, чётко отделяя главное от второстепенного, — в этом ему нет равных. Робеспьеру не нужны сложные системы учёта времени. Достаточно простого ежедневника для записи предстоящих дел.

Реклама

Теперь у нас на очереди сенсорно-логический интроверт, он же Габен. Другого такого лежебоки не сыскать. Свободное время он проводит на диване. Здесь же, возле дивана, — всё, что ему может понадобиться: книжка, пульт от телевизора, тёплый пушистый плед, даже пиво с чипсами. Всё под рукой, чтобы лишний раз вставать не пришлось. Классический лентяй!

Но у этого типа есть и другое название — Мастер. Габен умеет работать очень продуктивно и качественно, руки у него золотые. Вот только трудно сдвинуться с места, потому что редко бывает что-нибудь нужно: ему и так хорошо. Куда-то стремиться и чего-то добиваться Габен не станет. Его стыдят, упрекают в безволии. И напрасно: сила воли у Габена как раз есть, его слабое место — эмоции. Истоки габеновской лени — в отсутствии энтузиазма. Эмоции — это энергия. Нет «топлива» — нет и движения.

Реклама

У хорошего мастера всегда есть заказчики, которых нельзя подвести. Габен хочет научиться всё успевать, он заинтересован в этом. Когда попадает в цейтнот, начинает составлять списки дел, расписывает своё время буквально по минутам. А когда дела идут хорошо, расслабляется и благополучно забывает о планировании — до следующего аврала. Вести учёт времени постоянно, в течение всей жизни — это не для него.

И, наконец, ещё один лентяй — Есенин, интуитивно-этический интроверт. К этому типу принадлежал Обломов. Если под ленью понимать бездеятельность, то Есенин, конечно, великий лодырь. Работать он не любит, предпочитает мечтать и витать в облаках. Почему? Да потому, что плохо представляет себе, как надо делать то или иное дело. Ему не хватает практичности. Деловая логика — его слабая функция.

Реклама

Многие Есенины любят заниматься тайм-менеджментом. Просто обожают! Ни у кого нет такого количества записных книжек, органайзеров, разноцветных папок, компьютерных программ и прочих «игрушек», якобы помогающих всё успевать. Только ничуть они Есенину не помогают, потому что для него это — просто игрушки. Интуитивно-этический интроверт никогда не станет жить по плану — иррациональность не позволит. Заставлять его вести хронометраж бессмысленно: для уважающего себя Есенина все эти скучные расчёты ничего не значат, он руководствуется своей интуицией времени, которая позволяет ему «сжимать» и «растягивать» время так, как для него удобнее. Никаким гуру тайм-менеджмента подобное умение и в счастливом сне не приснится!..

Реклама

Есенину очень помогают чёткие, подробные пошаговые инструкции (что нужно делать сначала и что потом) или обучение методом подражания: «делай, как я!». При всей своей мечтательности и романтичности Есенин не тяготится дисциплиной, и из него может получиться настоящий труженик. Женщин этого типа много среди «летающих домохозяек» — флайледи: им близка методика постепенных шажков, они с увлечением ведут контрольные журналы, к тому же в сообществе флайледи всегда есть с кем пообщаться, а Есенин очень любит приятное общение.

Теперь попробуем определить, кому тайм-менеджмент в его классическом варианте, с «лягушками» и «слонами», всё-таки полезен. Каким человеком нужно быть для того, чтобы успешно использовать эти методы? Рациональным, активным, энергичным, целеустремлённым, волевым, деловым… То есть логико-сенсорным экстравертом. Иными словами —

Реклама
Штирлицем, или Администратором.

У Штирлица интуиция времени — слабая функция. Время для него — враждебная стихия, которую необходимо укротить и поставить себе на службу. С другой стороны, время — ценнейший и дефицитный ресурс, которого всегда не хватает, поэтому необходим строгий учёт. Штирлиц сам никогда не тратит время впустую и другим не позволяет. У него каждая минута на счету. Именно такие люди ввели термин «управление временем» (как будто временем в самом деле можно управлять!), они же упорно добиваются, чтобы мы все «ели лягушек» и «расчленяли слонов».

Тайм-менеджмент не работает потому, что он придуман Администраторами для Администраторов. У представителей этого типа — и только у них — эта система действует безотказно и приносит прекрасные результаты. Тем же, кто устроен иначе, нужна другая методика «успевания». В идеале — своя для каждого соционического типа. Типов, как известно, шестнадцать. Значит, 15 методик ждут своих разработчиков.

Реклама