Помню, как на актерском тренинге нам нужно было выполнить упражнение: попросить у другого участника о чем-то не слишком желательном для него и добиться согласия.
Я разыгрывала женщину, собирающуюся на карнавал, и мне было нужно выпросить у пожилой дамы старинный фамильный веер — единственную память о прабабушке.
Я представила себя в карнавальном костюме, в котором катастрофически не хватало завершающего штриха — веера. Я увидела веер у себя в руках, физически ощутила, как я полукокетливо-полунебрежно раскрываю и закрываю его, обмахиваюсь, прячу за ним лицо, так что виден лишь мой чарующий загадочный взгляд — и произнесла: «Пожалуйста, мне ОЧЕНЬ нужен этот веер! Без него ВСЕ ПРОПАЛО!»
Я получила веер. Дама сказала, что просто не могла устоять: она всей кожей ощутила мое страстное стремление. «Я поняла, КАК он тебе нужен!»
Прибегая к научной терминологии, сформулируем это так: следует говорить конгруэнтно. Иначе говоря, вербальные и невербальные сигналы должны выражать одну и ту же эмоцию. А для этого необходим выразительный жест.
Вот что говорит о жестах Михаил Павлович Чехов:
«Вдумайтесь, например, в человеческую речь: что происходит в нас, когда мы говорим или слышим такие выражения, как:
прийти к заключению;
коснуться проблемы;
порвать отношения;
схватить идею;
ускользнуть от ответственности;
впасть в отчаяние;
поставить вопрос
О чем говорят все эти глаголы? О жестах, определенных и ясных. И мы совершаем в душе эти жесты, скрытые в словесных выражениях. Когда мы, например, касаемся проблемы, мы касаемся ее не физически, но душевно. Природа душевного жеста касания та же, что и физического, с той только разницей, что один жест имеет общий характер и совершается невидимо в душевной сфере, другой, физический, имеет частный характер и выполняется, видимо, в физической сфере.
В повседневной жизни мы не пользуемся общими жестами, разве только в случаях, когда мы чрезмерно возбуждены или когда хотим говорить с пафосом. Но они все же живут в каждом из нас как прообразы наших физических, бытовых жестов. Они стоят за ними (как и за словами нашей речи), давая им смысл, силу и выразительность. В них, невидимо, жестикулирует наша душа. Это — психологические жесты".
Как же научиться выразительным жестам? Ну, во-первых, нужно действительно испытывать соответствующую эмоцию: вы никого не зажжете, будучи холодными. А затем нужно просто позволить телу выразить эту эмоцию.
Устройте репетицию. Если вам нужно выступить на презентации, провести важные переговоры или просто в чем-то убедить собеседника — произнесите сначала свою речь перед зеркалом
В завершение нашего экскурса в царство речи мы научимся выразительно читать стихи.
Возьмем, к примеру, первые четыре строки стихотворения Осипа Эмильевича Мандельштама «Silentium»:
Она еще не родилась,
Она — и музыка, и слово,
И оттого всего живого
Ненарушаемая связь.
1. Разложим четверостишие на смысловые куски:
Она еще не родилась — 1;
Она — 2;
И музыка — 3;
И слово — 4;
И оттого всего живого
Ненарушаемая связь
2. Работаем с каждым куском по очереди:
Проговариваем мысленно четыре раза:
«Она еще не родилась».
Создаем строку с таким же количеством слогов и ударениями в тех же местах, что и наша фраза:
ахАхахАахахахА…
Проговариваем эту строку с открытой гортанью в четырех положениях рта — по четыре раза в каждом.
Выписываем гласные из нашего куска:
оАеЁеоиА…
И точно так же проговариваем ее в четырех положениях рта.
Проговариваем по четыре раза в каждом положении рта «Она еще не родилась».
Добавляем жест и выразительность, применяя известные нам приемы работы с интонированием.
Работаем так с каждым куском.
Попробуйте! Сначала это покажется вам медленным, нудным и трудоемким занятием, но результат вас вознаградит: вы почувствуете себя настоящим актером.
И тогда вы навеки распрощаетесь с одним из самых сильных страхов, свойственных человеку, — со страхом публичных выступлений.
Отныне этот страх сменится восторгом и упоением, знакомыми ораторам и артистам — и вы в полной мере ощутите, что имел в виду гений, сказав: «Глаголом жги сердца людей!»