Будем знакомиться со словами в той же последовательности, в какой мы знакомились со звуками:
Начнем с благозвучных «м-н-л»:
Мама-мимо-мина-Нонна-лама-лунный-лилия…
Затем порычим:
Рама-руны-рана-ралли-море-нора…
Затем произнесем «п-б-в-ф»:
Папа-баба-Вова-фифа-пара-белый-Ваня-ванна-филе-фара…
Потом «х-к-г»:
Ханна-холмы-хорал-Кама-кара-кулон-Га-га-га!-Гули-гули-гора…
Теперь поцокаем:
Цок-цок!-Цыц!-цена-цель-цыпа…
Пошипим, посвистим, пожужжим, позудим:
Шина-леший-сонный-серый-жало-жужелица-зимний-зола…
И наконец потарахтим и постучим:
Да-да-да!-дятел-дамба-Тра-та-та!-Тук-тук!-тонна…
Не ограничивайтесь этими словами: подбирайте как можно больше своих. Освоив простые слова, переходите к более сложному уровню, на котором согласные собираются вместе:
Дрозд, всплеск, царство, стремя, взбучка…
Произносите их как можно четче, и постепенно это войдет у вас в привычку! Очень полезно один день посвятить односложным словам:
Дым-пар-лось-лев-гнев-стон-свет…
Попробуйте составить как можно больше фраз из односложных слов. Это поможет вам уделить внимание каждому звуку. Особенно хорошо подобрать слова с парными согласными — глухой и звонкой — тогда вы прекрасно услышите разницу между глухими и звонкими звуками.
Начальные:
Том-дом, тень-день, кол-гол-холл, жар-шар, сев-зев, буфф-пуф, вон-фон…
Конечные:
Рот-род, рок-рог, лук-луг, бес-без, лишь-лыж, прав-граф…
А на следующий день займитесь многосложными словами, по-прежнему уделяя внимание каждому звуку, отчетливо выделяя ударные и произнося безударные так, как того требуют правила произношения русского языка.
Научившись красиво и отчетливо произносить отдельные слова, приступим к фразам. Для этого мы снова отправимся в путешествие: на этот раз в Средневековье.
Итак, вы — странствующий сказитель. Вы бродите по городам и селам, и всюду вас ждут с нетерпением: вы — единственный источник новостей и развлечений. Сегодня вы пришли в замок и решили поведать благородному обществу трогательную поучительную историю, повествующую о низком преступлении негодяя, нанесшего урон благородной и прекрасной девице.
Вы поднимаетесь на помост и возвещаете: «Карл у Клары украл кораллы!»
На этом самом интересном месте вы прерываете повествование, пообещав на следующий день рассказать о том, как девица отомстила похитителю. А взволнованные зрители обсуждают сей захватывающий триллер.
Среди них есть любопытные, благодушные и спорщики.
Любопытный спрашивает:
«КАРЛ у Клары украл кораллы?»
Благодушный отвечает:
«КАРЛ у Клары украл кораллы».
Спорщик возражает:
«Не КАРЛ у Клары украл кораллы!»
Далее любопытный спрашивает: «Карл у КЛАРЫ украл кораллы?», «Карл у Клары УКРАЛ кораллы?», «Карл у Клары украл КОРАЛЛЫ?» — получая соответствующие ответы: «Карл у КЛАРЫ (не у КЛАРЫ!) украл кораллы», «Карл у Клары УКРАЛ (не УКРАЛ!) кораллы», «Карл у Клары украл КОРАЛЛЫ (не КОРАЛЛЫ!)» Последнюю фразу можно произнести, многозначительно подмигивая: дескать, мы-то знаем, что на самом деле крадут у девиц…
Рассказав на следующий день о том, как Клара у Карла украла кларнет, вы возвращаетесь в наше время и узнаете, что вышеописанный прием называется логическим ударением. Им-то мы и завершим эпоху разума.
Впереди — эпоха чувств и души…