Наполнив свой голос энергией, пора подумать о форме. Иначе говоря, перейти к речевому уровню.
Как известно, звуки бывают гласными и согласными. Они настолько отличаются друг от друга, что я порой называю их женскими и мужскими.
Гласные создают мелодию, интонацию, ритм речи. Чем больше в том или ином языке гласных, тем он мягче и благозвучнее: к примеру, итальянский.
Согласные же выражают смысл. Всем понятно, что подразумевает сокращение «тчк», но догадаться о значении звукосочетания «оа» совершенно невозможно. Нота? Зона? Лодка?
Неслучайно, когда мы напеваем мелодию, мы вполне можем обойтись гласными.
А в иврите и арабском языке, которым свойственна четкая структура и маскулинность, вообще не существует букв для обозначения гласных звуков.
Итак, начнем с гласных звуков, ибо в приличном обществе дам принято пропускать вперед.
Прежде всего, у каждого из них есть свое местоположение в теле.
«У» находится внизу, в районе половых органов.
«О» — внутри живота.
«А» — в груди.
«Э» — в горле.
«И» — в голове.
Представьте себе местонахождение каждого звука. Начнем снизу: «Уууууууу!»
Произносите «У», четко артикулируя губами, вытягивая их в трубочку, и одновременно представляйте себе, что говорите из нижней части тела — из области между первым и вторым энергетическим центрами.
А теперь включим воображение и вспомним детскую игру «Ассоциации».
Если бы звук «У» был цветным — каким был бы его цвет? А форма? А размер? Запах? Каков он на ощупь? Какое у него настроение? Звук какого музыкального инструмента он напоминает? Какие ощущения вы испытываете, произнося «У»?
Исследуйте «У» как можно подробнее, а затем поднимитесь наверх, к диафрагме, и познакомьтесь с «О».
Затем поднимитесь в центр груди и познакомьтесь с «А».
Идите еще выше — в горло — и познакомьтесь с «Э».
И, наконец, взойдите на вершину — внутрь головного резонатора — там вы встретите «И».
А теперь встаньте перед зеркалом и, неспешно разводя руки так, словно вы собираетесь обнять свое отражение, произнесите: УОАЭИ-ИЭАОУ. Вверх-вниз, вверх-вниз…
Познакомившись с вышеописанными гласными, переходим к дифтонгам, или двойным звукам: йу, йо, йа, йе. Я знаю, что их принято обозначать буквами ю, ё, я, е, но для наглядности… вернее, для лучшей слышимости, я пишу их так, чтобы стало понятно, как образуются эти звуки.
Дифтонги бывают либо восходящими, либо нисходящими. Восходящие мы уже увидели, а нисходящие — это хорошо знакомые нам междометия уй, ой, ай, эй.
Итак, произносим:
Уйуйуйуйуйуй… ойойойойойой… айайайайайай… эйэйэйэйэйэйэй… И, наконец, на самой высокой ноте — ииииииииииЙ!
Поздравляю! Мы и впрямь прочувствовали гласные всем телом! Теперь уж мы ни за что их не перепутаем, не потеряем и не проглотим!
Освоив гласные, переходим к согласным. Изначально они появились как результат подражания природных звукам: рычанию, шипению, свисту, стуку, цоканью, звону.
Займемся звукоподражанием и мы, начав с самых мягких и приятных в произношении — так называемых «сонорных» звуков — М, Н, Л.
Для начала помычим. Разумеется, с открытой гортанью и в четырех положениях рта. Изучите звук «М» так же внимательно, как прежде изучали гласные звуки.
После «М» переходите к «Н». Чем отличаются эти два звука по характеру? Великий режиссер Михаил Павлович Чехов утверждал: «Согласный звук „м“, углубленно, медитативно проникает в явление, постигая его сущность. „Н“, напротив, касается впечатления легко, скользит по его поверхности, не проникая в него глубоко».
Вы согласны с Чеховым, или иначе воспринимаете «М» и «Н»?
Теперь переходите к «Л» — этот звук лллллльется…
Вслед за «Л» как следует поРРРРРычим!
После сонорных звуков наступает очередь губных: «Б», «П», «В», «Ф». Знакомясь с ними, вытяните губы, сложив их трубочкой, подуйте, словно хотите погасить свечу — и артикулируйте с силой.
Затем переходите к взрывным: «Х», «К», «Г». Начните с «Х», потому что это практически звук без звука, образованный выдохом. Произнося «Х», легко раскрывать гортань. При звуках «К» и «Г» она обычно закрывается. Ваша задача — научиться произносить их с такой же открытой гортанью, как и «Х».
Теперь поцокайте языком: «Ц»!
Самые сложные звуки — шипящие и свистящие, поэтому оставим их на десерт вместе с «Д» и «Т».
Итак, пошипите твердо «Ш» и мягко «Щ», посвистите «С», почирикайте «Ч», пожужжите шмелем «Ж» и комаром «З».
Остались «Д» и «Т». Потарахтите «Дддддд», постучите «Тттттт» — и постарайтесь произносить их чисто: «Д», а не «Дз», «Т», а не «Тс» — весьма распространенная привычка, увы.
Если вы изучите каждый согласный столь же внимательно, сколь прежде изучали гласные, — ваша дикция станет такой же четкой, как у настоящего диктора!
В заключение этого краткого экскурса в страну звуков я хочу привести замечательное стихотворение, которое я нашла в книге
Шипящий звук «Ша»
ЗаШурШал, заШептал,
А «Жэ» — словно Жук, закруЖась, заЖуЖЖал.
ЗаВеяли Ветры Весенние в «Вэ».
ЗаФыркал вдруг «эФ», расфуфырился: «Фэ!»
СвиСтящий Согласный звук «эС» — заСвиСтел, '
За ним Звонко, Звонко, Звук «Зэ» — ЗаЗвенел.
Раскатистый «эР» — не напРасно «соноРный»:
Рычит и Рокочет в Работе упоРной!..
Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый «Бэ».
Пришел ПоПросить быть Потише звук «Пэ»…
Что ж — потише так потише.
Пусть звуки отдохнут — а нам пора переходить к словам.