Помню, как на уроке актерского мастерства преподавательница предложила нам произнести фразу «Какая у тебя профессия»:
— с восхищением;
— с недоумением;
— с презрением;
— с завистью;
— с иронией;
— просто в виде вопроса.
Я тогда с заданием не справилась. Позже я поняла, почему: в задании явно недоставало предлагаемых обстоятельств.
Дабы не повторять этой ошибки, я ни слова не буду говорить о том, какие эмоции НАДО вложить в ту или иную фразу. Впрочем, о фразах говорить преждевременно: они появятся в эпоху разума. А мы пока пребываем в эпохе энергии или, говоря научным языком, на доречевом уровне.
Итак, сейчас мы совершим путешествие на прекрасный теплый остров, где живут отнюдь не несчастные, а очень жизнерадостные и дружелюбные люди-дикари — и налицо прекрасные, и добрые внутри. Они непосредственны и пластичны, кричат и смеются во весь голос, эмоции выражают бурно, а мысль «Что обо мне подумают?» на их остров, может, и заплывала, но, не найдя никого дома, уныло отправилась восвояси.
Волею судеб вы оказались на этом замечательном острове, не зная ни одного слова дикарского языка.
Вот вдали показался туземец. Вы хотите его позвать. Использовать разрешается только первозданный тон! И, разумеется, жесты.
Как можно энергичнее всем телом (особенно руками) призывайте незнакомца, сопровождая движения звуком с подобающей интонацией. (Звук в этом и всех последующих упражнениях нужно произносить в уже знакомых нам четырех положениях — по четыре раза в каждом).
Туземец заметил вас и подошел. Вы хотите подарить ему… скажем, фонарик. Теперь вы делаете жесты не к себе, а от себя, протягивая ему подарок… и сопровождая этот жест звуком… правильно, с подобающей интонацией.
Дикарь попытался попробовать подарок на зуб. Сейчас он его испортит! Вы отчаянно мотаете головой, выражая звуком: «Нет!»
Он понял и начал изучать кнопочку. Вы киваете: «Да, правильно!» — разумеется, сопровождая кивки звуком (про подобающую интонацию больше повторять не буду — вы уже помните о ней).
Вы решили вместе отправиться в лес и полакомиться ананасами и кокосами. После ужина ваш новый друг заснул, а вы решили прогуляться — и заблудились.
Вы громко зовете: «Ау!» Вернее, имеется в виду «Ау!», а на самом-то деле это никакое не «Ау», а наш добрый знакомый первозданный звук. Но буквами его выразить плохо получается, к тому же дикари все равно не умеют читать.
Внезапно вы слышите детский плач: «Уа!»
Вы идете на звук и видите женщину, укачивающую младенца: «Баю-бай…» То есть, не «Баю-бай», конечно, но на три слога — что-то вроде «ааха». На первом слоге голос внизу, на втором поднимается вверх, на третьем опять опускается.
Младенец не унимается. Вы решаете помочь, подходите и начинаете вторить матери, но на семь слогов: «а-А-а-А-а-А-а», чередуя подъемы и падения голоса.
Наконец, младенец уснул, и счастливая мать благодарит вас — «ахахахА!» (подъем голоса и ударение на последнем слоге).
А вот и ваш друг показался из-за хлебного дерева. Он срывает его плод, ломает пополам и протягивает: половину вам, половину вашей новой приятельнице. Вы предлагаете ему поделиться, он отмахивается, выражая жестами и звуком «Спасибо, я уже».
Уже поздно. Вы прощаетесь с матерью и ребенком, друг провожает вас до стоянки, вы ложитесь спать под открытым небом на берегу океана, и под шум волн вам снится, что вы оказались в каком-то странном месте под названием «город», где люди совсем разучились жестикулировать, зато очень много и длинно говорят…
Проснувшись, вы узнаете, что эпоха энергии завершилась, и на смену ей грядет эпоха разума.