В конце дня «слушатель» чувствует себя потерянным и разбитым от накопившихся отрицательных эмоций, которые все больше «вовлекают» его в водоворот событий этой семьи. Чтобы больше заработать, Петров в специальной тетради отмечает все бранные слова, сказанные в его адрес, и синяки, полученные в ходе беседы с членами семьи. Но в итоге все проблемы Федуловых разрешатся, скажем так, не без помощи «слушателя». Комедийный фильм Владимира Зайкина, созданный в 2004 году, со временем нашел свое продолжение в жизни.
Так, в Москве есть агентства под названием «Свободные уши». В столичных газетах появляются объявления подобного содержания: «Я — слушатель. Готов слушать вас в любое время, возможно, смогу помочь в решении проблем. Я ваш друг (подруга), «жилетка». В одесской прессе можно прочитать: «…постараюсь вас понять, признаю вашу уникальность. Возможны услуги специалиста-психоаналитика». На Урале тоже можно «поплакаться в жилетку» за умеренную плату. Главный психотерапевт Свердловской области Михаил Перцель считает, что их центр «Свободные уши» пользуется большой популярностью, потому что рассказать незнакомцу о своих заботах, настроении проще, чем близким людям.
Несомненно, хорошо тем, у которых есть близкие или родные люди, друзья, готовые поддержать в трудную минуту, кому можно «поплакаться в жилетку». Но не у всех есть такая возможность, и тогда на помощь придет… «слушатель». Кстати, выражение
В Казани тоже есть служба, куда можно обратиться за помощью и поведать о своей беде. И вас при этом не сочтут занудой. Возможна и такая услуга, как «слушатель с доставкой», когда «слушатель» соглашается встретиться со своим собеседником, выслушать его и по возможности помочь. Сейчас в Казани «слушателями» работают 4 человека. Два — психолога, двое — это люди других профессий (образование — высшее). Руководитель службы Юлия Крикун на вопрос журналиста, как они работают, ответила: «Мы переняли опыт столицы. Наши „слушатели“ — люди деликатные, вежливые. Разговор, как правило, проходит не дома, а на нейтральной территории».
Телефон «Свободные уши» отличается от бесплатного телефона доверия тем, что собеседник на другом конце провода может потратить на жалующегося человека до 2-х часов и больше. Правда, потом ему придется оплатить услуги «слушателя» по специальному тарифу. В разных городах разные цены. Так, почти везде час разговора стоит от 400 рублей и выше (до тысячи).
Что и говорить, мы привыкли к такому атрибуту скорой помощи, как телефон. «Поговорил, и стало на душе спокойнее», — обычно так мы говорим в этих случаях. Кстати, за границей люди жалеют своих родных и приятелей, они с накопившемся «негативом» привычно идут к психотерапевту (специалисту той или иной сферы общения). У нас же привычка идти за советом или жалобой к профессионалам пока не приобрела устойчивый характер и до сих пор пребывает в стадии формирования…
Историки считают, что первый телефон общения (телефон доверия — более позднее название) появился в Лондоне в 1958 году (есть также другая версия — 1952−1953 г. г). Его основал священник Чад Вара, который из прессы узнал о возросшем количестве самоубийств, особенно среди молодых людей. Он решил, что эти люди одиноки и нуждаются в помощи. Свое объявление он поместил в газету, указал номер телефона и приглашение поговорить в трудную для человека минуту. Однако американцы предполагают, что еще в Нью-Йорке в 1906 году священник Гарри Уоррен использовал телефон для общения с людьми, попавшими в сложную ситуацию.
Сегодня телефоны доверия завоевали весь мир. Это нововведение «докатилось» и до Москвы. И вот
На Алтае и в Вологде пошли по пути шведов и создали психологический центр только для мужчин. Кроме этого, в Вологде на базе медицинских и социальных учреждений открыты центры планирования семьи, помощи семьи и детям, психотерапевтический центр
Не так давно появились телефоны доверия для детей. Марина Гордеева, которая возглавляет Фонд поддержки детей, находящихся в сложной ситуации, выступая перед журналистами на пресс-конференции в мае 2010 года, сказала, что уже создано около трехсот телефонов доверия для детей в 60 регионах страны. Ежегодно телефоны «принимают» свыше 500 тысяч детских звонков. Сейчас решается вопрос о создании единого телефона доверия для детей.
Наряду с телефонами доверия были созданы и «горячие линии». Они буквально сразу охватили все службы и ведомства. Как правило, они появляются в период сезонных событий, которые без эксцессов не обходятся. «Горячие линии» включаются в работу и в связи с непредвиденными обстоятельствами. Это могут быть пожары, землетрясения, аварии, теракты
Кстати сказать, и в Интернете всегда есть уголки, где вам предложат «поплакаться в жилетку». Так, от вас могут принять любую жалобу и по возможности наказать обидчика, опираясь на акты, которые отстаивают наши, потребительские права. Вы также можете поучаствовать в различных дискуссиях, касающихся развития общества, поговорить о коррупции, привести примеры жульничества и хамства, которые, на ваш взгляд, мешают людям жить. А культура, искусство, молодежь… Это тоже предлог для обсуждения и выяснения своей точки зрения вместе со специалистами.
Все может быть в жизни. Возможно, что в скором времени из простого собеседника (жалобщика) вы превратитесь в «слушателя». И тогда многие проблемы вы увидите совсем в ином свете…