Как заслужить «сказочное» уважение?

Реклама

Если начинать издалека, то тогда прямо из детства, из сказок. Психологи утверждают, что именно сказки формируют у ребенка образ окружающего мира и помогают найти в этом мире себя. Уже в будущем. Ещё сказки — это первые уроки добра и зла, дающие правильные ориентиры в сложных отношениях между людьми.

Пожалуй, на этом вводную часть можно завершить и перейти к основной. Итак, разговор пойдёт об отношениях между людьми, но поскольку в небольшой статье раскрыть всё их многообразие и сложность не представляется возможным, то мы этого делать и не будем. Поговорим о странностях… нет, не любви, но уважения. И в разговоре этом нам очень помогут сказки.

Небольшое напоминание бывшим детям. Пришла Маша в чей-то домик — так уж сложились у неё обстоятельства! — а хозяева домика куда-то отлучились по своим медвежьим делам, дверь не закрыли. Поела наша девочка, покачалась на стульчике, да и заснула в мишуткиной кроватке. А проделывала она это всё, заметим в скобках, со свойственной детям непосредственностью, ничуть не заботясь о последствиях и не думая о плохом. Импульсивная была девочка, немного капризная и избалованная своими любящими родственниками.

Реклама

А что же медведи? А медведи имели полное право обидеться на девочку до той высшей степени обиды, которая переходит в желание съесть. Спасло Машеньку открытое окно спальни, куда она не замедлила выпрыгнуть. И сказка учит: вот так обычно бывает с людьми, неуважительно себя ведущими по отношению… А неважно, по отношению к кому!

А ещё есть сказка про взаимное неуважение. Друзьями были Лиса и Журавль, изучили привычки и особенности друг друга, а вот общаться не научились, делали всё так, чтобы было удобно и вкусно только себе, любимому. Вот приготовила бы хоть раз Лиса окрошку в кувшине, а не размазывала кашу по тарелке, и всё! — цепочка взаимных обид была бы прервана, дружба «противоположностей» могла продолжаться. Что ни говори, а дружба без взаимоуважения — как сторожевая собака без цепи.

Реклама

Каким образом можно «укоротить» язычки грубым, нетерпеливым и жадным маменькиным дочкам, отвечающим старику: «Поди ты к черту! Разве слеп, вишь у нас руки и ноги отмерзли», — подробно инструктирует сказка «Морозко». Причём градус воздействия первоисточника в его народном варианте, а не авторском (фильм А. Роу) существенно выше, ведь если первый — это жёсткий триллер со смертью в «морозильной камере», то второй — увлекательный экшн.

Не щадит сказка слушающего её ребёнка, бьёт в самые болезненные точки неокрепшего сознания, бьёт и на протяжении многих веков попадает в цель. Вообще, в сказках частенько «эксплуатируется» тема неуважительного отношения к старости и неотвратимости наказания за подобное легкомыслие, ведь есть у сказочных стариков какие-то особые возможности в их сказочной жизни, могут они гораздо больше, чем другие персонажи, даже более молодые и сильные. Правда, не всегда.

Реклама

Совсем уж забитым недотёпой предстаёт перед нами запутавшийся в повторах цифры «три», как в своём неводе, старый рыбак. Такую «старуху», как у него, не пожелаешь и врагу. Обычно молодожёнам советуют прежде всего быть любящими, верными, но где-то в конце длинного списка обязательно промелькнёт взаимоуважение. Удивительное дело: старик со старухой из сказки прожили вместе треть века, а связывала их, видимо, одна только пряжа. Золотая рыбка всё расставила по местам, хоть в какой-то мере воздав старухе за полное пренебрежение интересами мужа.

Ещё немного об уважении к сединам. Иногда в сказках встречается фраза: «Уважь меня, старика!» Так близко стоят в словаре «уважение» и «уважь», ведь это однокоренные слова, а вот разница есть. «Уважь» — это тоже окажи уважение, но всё-таки скорее «ублажи». И как правило, просить об уважении к себе не принято, как-то не воспринимается такая, например, фраза: «Ну, пожалуйста, ну, начни меня с этой минуты уважать, а?» Чаще можно услышать вопросительно-пьяное: «Ты меня уважаешь?» И как после утвердительного ответа ликует душа спросившего, не передать словами!

Реклама

Просить не принято, а вот требовать уважения — это можно! Засучил рукава и пошёл с грозным видом: «Ты чего тут про меня вякаешь? Ишь, какой выискался!» Требовать можно, даже если не заслуживаешь, даже если сам знаешь, что не заслуживаешь, но из сказки «Теремок» в детстве упустил тему про уступчивость и терпимость, усвоив лишь то, что силу всегда уважают. Да только в последнем случае уважение у «вякающего» как-то незаметно трансформируется в страх, презрение и даже, возможно, в ненависть, а «сильная личность» этого не замечает. Идёт она по жизни напролом, эта личность, такая важная, но уважаемая ли?

И в заключение новая сказка, на современном, так сказать, материале. Ехал как-то Волшебник в автобусе (нынешние волшебники частенько ездят в общественном транспорте, а вы не знали?), сидел ближе к окошку, а рядом с ним сидела молодая женщина. И вот Волшебнику уже скоро выходить нужно, он, как всегда, решил применить свои супер-способности, повернулся к соседке и так вежливо, мягко и уважительно спросил: «Вы на следующей остановке выходите?» Женщина ответила отрицательно и продолжала сидеть.

Реклама

Тут автобус сделал резкий поворот, Волшебник ждал, что вот теперь-то женщина обязательно встанет и пропустит его к выходу, уже и портфель свой приподнял, давая понять — мол, сударыня, я уже готов! — но она почему-то продолжала сидеть. Автобус остановился. Волшебник был обескуражен, раздосадован: «Мне нужно выйти на этой остановке, пропустите меня! Я ведь спросил, выходите ли Вы?!?» На что женщина резонно заметила: «А я и ответила Вам — «Нет!» Так и проехал Волшебник свою остановку, вышел на следующей, посмотрел сквозь грязное автобусное стекло на женщину долгим внимательным взглядом — не иначе, что-то очень хорошее пожелал ей от всего сердца.

С тех пор работает женщина чиновницей в городской управе, как-то особенно неуважительно отказывая любому обратившемуся к ней с заявлением, отчего её очень ценит начальство. А вот с личной жизнью у женщины не заладилось, потому что на любое предложение, вопрос или просьбу очередного воздыхателя она, сама того не желая, всегда отвечает: «Нет!»

А ведь нет никаких странностей в уважении — они иногда есть у людей.

Реклама