Несоответствие между вербальной и невербальной информацией может скрываться за междометиями, покашливаниями и паузами, проскальзывать в интонациях и тембре голоса, прятаться в красных пятнах на лице или частом сглатывании.
Исследования показывают, что голос лгущего человека звучит выше, а паузы становятся более частыми (прямо хочется посочувствовать бедняге, пытающемуся одновременно говорить и придумывать).
Чтобы выиграть время, лжец может использовать различные артистические приемы: переспрашивание, повторение уже сказанного, ненатуральные приступы кашля, смеха или плача. Тут фантазия человеческая практически неисчерпаема: кто-то начнет зевать, изображая надуманность проблемы, а кому-то несложно уронить чашку, чтобы отвлечь внимание на пару минут.
В угол — на нос — на предмет
Психологи давно установили связь между типом мыслительного процесса и движением глаз. Взгляд, направленный вверх, свидетельствует о том, что задействованы визуальные образы; взгляд перед собой (по горизонтали) отвечает за все, что человек слышал или ассоциирует со звуковыми образами; опущенные вниз глаза свидетельствуют об обращении человека к своему «Я».
Конечно, это упрощенная схема, но тем не менее она имеет под собой серьезные основания.
Несколько усложняют дело взгляды вправо и влево. Левая сторона отвечает за вспоминание чего-либо, а правая — за конструирование (так политкорректно мы назовем вранье). Иначе говоря, взгляд, направленный вверх и направо, говорит о том, что человек придумывает картинку события, реально не происходившего, или искажает действительный образ. Если собеседник смотрит влево, не поднимая взгляд, а речь идет о том, как ругался начальник, то стоит поверить, так как он занят припоминанием звуков или звуковых образов.
А теперь — небольшая загвоздка. Приведенная схема справедлива только для правшей. К левшам ее надо применять с точностью до наоборот. Существуют также амбидекстры (люди, одинаково владеющие обеими руками) или переученные левши. Чтобы выяснить, где у них находятся центры вспоминания и конструирования, не обойтись без эксперимента. Например, задать несколько вопросов на вспоминание и попросить описать что-то доселе невиданное, ненавязчиво пронаблюдав за реакцией и движением глаз.
Как бы не перемудрить
Анализировать алгоритмы поведения — это, конечно, хорошо, но профессионалы стараются не делать скоропалительных выводов, а уж тем более из поведения незнакомого человека. Какие можно сделать ошибки при соотнесении слов, жестов и мимики?
1. Реакция на внешний раздражитель принимается за проявление внутреннего состояния.
Голодный собеседник может жадно сглатывать при каждом порыве ветра со стороны булочной, а не потому, что пять секунд назад сболтнул что-то лишнее и ждет обвинений в нестыковках. Да и постоянно скашивающая взгляд в сторону центра конструирования девушка может всего лишь нервничать по поводу соринки, приставшей к туши для ресниц.
Помните, как Шерлок Холмс едва не внес в список подозреваемых одну высокопоставленную даму, которая сильно нервничала при разговоре с ним? Как выяснилось впоследствии — оттого, что у нее был не напудрен нос.
2. Нежелательно делать вывод на основании одной детали, если все остальные реакции словам не противоречат.
Не стоит цепляться к словам-паразитам или, например, зеванию, если вы уверены в правдивости говорящего. Возможно, он действительно хочет спать или на его «короче» и «тут такое дело» вы раньше просто не обращали внимание. В конце концов, Борис Ельцин в своих новогодних поздравительных речах тоже злоупотреблял словом «этаааа».
3. Не все демонстрируемые эмоции отражают реальное психологическое состояние.
На лице собеседника надолго застыло выражение удивления? Браво! Отлично сыграно, только сразу хочется процитировать Станиславского: «Не верю!». Естественные выражения эмоций на лице задерживаются секунд на двадцать. Все остальное — наигранное.
4. Если знакомство с собеседником не слишком близкое, то проявления ряда заболеваний или физических особенностей легко спутать с эмоциональными.
Конечно, тик может обостриться, если человек нервничает, но стресс не всегда равен вранью. А постоянное разминание рук может быть последствием недавней травмы.
Коллега как-то поделилась опасениями касательно честности риелтора, взявшегося продавать ее квартиру. Ее беспокоило то, как с виду уверенный мужчина при беседе периодически задумчиво потирал шею в одном и том же месте. Потом оказалось, что он комплексовал по поводу почти незаметного шрама.
5. Ряд жестов или поз может быть сформирован привычкой, поэтому их значение как индикатора может быть искажено.
Кто-то вертит ручку, покусывает ноготь или теребит мочку уха потому что нервничает, а кто-то просто по привычке. А привычки могут быть самыми разными: мне рассказывали про деревенского паренька, заглядывавшего под стол или парту, прежде чем сесть. Странное поведение или паранойя? Да нет, привычка — у них дома под столом была щель, и его отец частенько ставил возле нее мышеловку. Освоился на новом месте паренек довольно быстро, но вспоминали ему этот эпизод до самого окончания института.
Кому же верить?
Что делать, если из разных источников поступают противоречивые данные, когда поза говорит об одном, жесты о другом, и даже различные части лица «спорят» между собой? В этом случае больше доверия проявляем к непроизвольным движениям. Так, впечатление от тщательно отрепетированной позы может испортить случайный жест.
Психологи условно делят лицо на верхнюю и нижнюю половину в районе середины носа, причем нижняя половина (включая крылья носа) менее контролируема сознанием и считается более «правдивой». Почему нижняя? Попробуйте удержаться от улыбки или длительное время контролировать движения губ. Глазками и бровками человек вам сыграет что угодно, а вот уголки губ, пользующие верх или вниз или трепещущие крылья носа чаще всего выдают истинные чувства. Вспомните, как женщины флиртуют с самых давних времен? Ведь «стрельбе глазами» тысячи лет — тут тебе и удивление, и нежность, и томность. Использовать зеркало души в корыстных целях люди научились почти в совершенстве.
И стоит помнить — если вы попали на артистичную натуру, продумавшую всю мизансцену до начала разговора, то поймать такого лжеца будет очень тяжело. Возможно, вы даже потратите меньше усилий, если станете опираться не на анализ впечатлений от его «выступления», а на последующую проверку фактов. Тем более что лучше один раз обмануться самому, чем обидеть высказыванием несправедливых подозрений хорошего человека. Но если подозрения все же есть, то можно тихонько провести работу по соотнесению убедительных доводов собеседника с реальным положением вещей. Ведь иногда правда лежит практически на поверхности.