Объясняла, что уже тепло и для ушей не опасно, что ушкам жарко, что в платочке-бандане он похож на девочку. Ответ на все один — уши открывать нельзя, не хочу их опять лечить. Папа пробовал вытащить его на улицу вообще без ничего — сын развернулся и ушел домой с ревом. Говорила, что он уже большой, а у больших детей уши не болят — отвечает: а если заболят? Надо беречь. Больше ничего не придумывается. Аргументы типа: Вася и Петя ходят в кепочках, и тебе надо — это не аргументы, конформизмом не страдает, ему глубоко все равно кто во что одевается. Он еще и неодобрительно на двоюродного братца поглядывает, пытается объяснить ему, что кепка — опасность для здоровья
Наверное, лечение было тяжелым и болезненным, напугавшим мальчика, поэтому ваши слова о возможности повторного лечения оказались такими действенными. Однако если удалось прийти к компромиссу и мальчик согласен на легкий головной убор, просто технически прикрывающий ушки, тогда можно не форсировать события, а попробовать планомерно и постепенно повлиять на убеждения сына.
Для изменения убеждения мальчика потребуется долгая и кропотливая работа, требующая от взрослого терпения и находчивости, по нескольким направлениям одновременно.
К счастью, иногда приятное и полезное оказываются вполне совместимыми. Смотрит ли мальчик «Смешариков»? По-моему, в шестом сезоне есть мультфильм про то, как Ежик микробов боялся и в целом заболеть. Он называется «Ежик и здоровье». Посмотрите его сначала сами, продумайте беседу по нему в ключе: заботиться о своем здоровье надо, но иногда такая забота бывает избыточна, именно поэтому Ежик выглядит таким смешным в мультике. Можно набросать список вопросов, которые необходимо обсудить вместе с сыном.
Например, почему Ежик начал так беспокоиться о своем здоровье? (он читал справочник по болезням и нашел у себя признаки почти всех заболеваний). Почему Крош обиделся на Ежика и сказал ему: «Вот и живи со своими микробами»? Почему Ежик не мог выйти к Крошу и поиграть с ним? Это радовало Ежика или ему было грустно? Из-за чего Ежик изменил свое отношение к здоровью? Что значит пословица, которая звучит в конце мультфильма: «Везде соломки не подстелишь»? Как ты думаешь, почему Крош и Ежик вспомнили эту пословицу?
Набор вопросов может быть любым. Важно, чтобы подспудно у ребенка возникла аналогия между своими действиями и действиями Ежика, но именно подспудно, а не явно. Не нужно ни в коем случае прямо сравнивать ребенка с Ежиком. Пусть сравнение станет собственным открытием ребенка и его тайной.
Есть ли среди детских книг сына такие, где рассматриваются времена года, с иллюстрациями, на которых много человечков, одетых по сезону. Имеет смысл внимательно порассматривать эти картинки, обсудить их. Можно также составить предварительный план беседы: обратить внимание, чем отличаются времена года, как люди одеваются в зависимости от сезона, что произойдет, если одеваться не по сезону
Еще одним вариантом психологической работы с ситуацией может стать сочинение индивидуальной сказки для ребенка. Чем сейчас плохо, что он настаивает на закрытии ушей. Какие плюсы мог бы получить сказочный герой, если бы его уши были открыты? Я предлагаю придумать такой бонус и завернуть его в сказочную упаковку.
Для достижения результата, скорее всего, потребуется многократное повторение работы по всем трем направлениям: и мультфильм будет просмотрен неоднократно и с мамой и без мамы, могут возникнуть дополнительные вопросы, хорошо, если взрослые будут готовы на них отвечать. И картинки с сезонами года могут стать самым востребованным дидактическим материалом. А персональная сказка совершенно точно будет рассказана не один десяток раз.
Все это поможет ребенку сделать ревизию его убеждений.