В народе недаром бытует выражение «белый свет», потому что именно естественное дневное освещение было для человека эталоном белого. Белый свет возникает, когда источник излучает волны разной длины равномерно, а белым предметом мы называем тот, который их все максимально отражает. Поэтому именно белую одежду рекомендуют носить там, где нещадно палит солнце.
Со светом связано и происхождение самого слова «белый», который филологи считают родственным таким древнеиндийским словам, как bhalam (блеск) и bhati (светит).
Белый — это чистота и пустота, воздух, святость, покой, тишина. Белый на самом деле бесцветен, и в то же время он заключает в себе все разнообразие красок мира.
В. Кандинский о цвете:
«Белый цвет действует на нашу психику как великое безмолвие, которое для нас абсолютно. Внутренне оно звучит как не-звучание, что довольно точно соответствует некоторым паузам в музыке…
Это безмолвие не мертво, оно полно возможностей. Белый цвет звучит как молчание, которое может быть внезапно понято. Белое -это Ничто, которое юно, или еще точнее — это ничто доначальное, до рождения сущее. Так, может быть, звучала земля во времена ледникового периода».
В. Высоцкий «Белое безмолвие»:
«Как давно снятся нам только белые сны,
Все иные оттенки снега замели.
Мы ослепли давно от такой белизны.
Но прозреем от черной полоски земли».
Символика святости и духовной чистоты белого цвета проявляется в одеянии кельтских друидов, римского папы, фаворских белых одеждах Христа (в таких же он предстанет и после воскресения). В жертву богам чаще всего предписывалось приносить чисто белых животных — без единого пятнышка.
Римские весталки — жрицы культа богини Весты — как знак своей обязательной девственности носили белые одежды.
Невинность и своеобразное рождение для новой жизни символизирует и свадебный наряд невесты, традиционный для Европы и Японии.
Хотя белый цвет нередко связывался со смертью (саваны покойников, траурное одеяние в Индии, Китае, Древней Греции и Риме), здесь его символика в отличие от черного не носила негативного характера. Напротив — белое означало смерть лишь для этого мира и новое рождение для загробной жизни, проводы покойника в царство Небесной пустоты.
Белый цвет вообще нередко сопутствует зачатию и рождению нового — ведь это и цвет яйца, и цвет семени, и цвет материнского молока. Вспомним также выражения «начать с белого листа», «чистовик», «табула раса» (лат. чистый лист), «карт-бланш» (фр. белая карта), означающий подписанный предъявителем чистый бланк, дающий тому неограниченные полномочия.
Из-за того, что белые одежды очень маркие, за ними давно закрепилась роль аристократичных, парадных, праздничных (белые рубашки, блузки, воротнички, манжеты). У людей «грязных профессий» такая одежда, разумеется, не могла быть повседневной. До недавних пор существовало одно исключение — белые халаты носили врачи и работники научных лабораторий. Их работу вряд ли назовешь чистой, но к ним самим предъявлялись высокие требования стерильности. А что может лучше белого цвета засвидетельствовать чистоту одежды? Правда, на сегодня практичность взяла верх и белые халаты врачей всё чаще вытесняются немаркими зелеными.
Наше подсознательное восприятие белого как цвета стерильного, хорошо иллюстрирует и эксперимент, показавший, что урна, поставленная в центр белого круга, резко уменьшает количество «неточных попаданий» в нее.
Изредка белые одеяния могут обрести и отрицательную символику, как это произошло с униформой белых расистов из «Ку-клукс-клан». Недаром ведь говорят, что «не место красит человека»…
За белым закрепилась и символика миролюбия. Недаром сигналом перемирия (или капитуляции) являлся белый флаг, свидетельствующий о чистоте намерений. Ну и как тут не вспомнить знаменитого белого голубя — с легкой руки Пикассо ставшего эмблемой мира во всём мире. Нарисовал он его по заказу I Всемирного конгресса сторонников мира 1949 г.
Существует немало трактовок этого символа. Тут и библейский голубь, который принес на корабль Ноя оливковую ветвь в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми. И евангельский Святой Дух, снизошедшего на кроткого Христа в виде белого голубя. Широко известна также и античная легенда о том, как голубки Венеры свили свое гнездо в шлеме Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи. Ну и, наконец, Пикассо вообще страстно любил рисовать голубей. Даже дочь свою назвал Паломой («голубкой»). Кстати, на символе мира изображена именно голубка, а не голубь, хотя как это определишь?
Символика белого цвета не всегда связана исключительно с радостью и позитивом. Особенно ярко это проявляется в классической японской поэзии, где белый — неизменный атрибут холода (воздух, снег), разлуки и одиночества (пустота).
Да и белизна, точнее бледность, вызывает нередко и нехорошие ассоциации: привидения, череп и кости, бледный всадник смерти из «Апокалипсиса».
Да и сам по себе один белый цвет невыносим. Мне когда-то приснился кошмар, что я заключен в пустую, равномерно освещенную, комнату с белыми стенами, полом и потолком. Хорошего мало. Недаром узников нередко с целью психологического давления содержат или допрашивают в таком веселеньком интерьере.
Зато белый прекрасен в контрасте и сочетании с другими цветами.
Итак, мы вернулись к тому, с чего начали. Все краски спектра снова собрались в белый луч, а значит — пришло время закончить наш цикл статей о символике цвета. В заключение, необходимо сказать, что в этом цикле я затронул лишь базовые причины той или иной символики, стараясь избегнуть тех полумистических спекуляций и домыслов, которыми просто кишат якобы научные и психологические статьи о цвете. А сама тема, конечно же, неисчерпаема.