Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация общения с родителей на сверстников. Общение включает в себя две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и потребность в обособленности. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.
Типичной чертой подростковых групп является «конформность» — склонность человека к усвоению определённых групповых норм, привычек, ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее за потребности в безопасности, в психологии рассматривается как механизм социальной мимикрии. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление.
В подростковом возрасте влияние «стаи» в большинстве случаев непреодолимо. Не позавидуешь тому, кто попал в изгои. Такие подростки вспоминают свои школьные годы с ужасом, а комплексы часто остаются на всю жизнь. Родители не должны сквозь пальцы смотреть на школьные проблемы ребёнка. Единственно верный, простой и безболезненный способ решить проблему гонения и травли ребёнка — перевести его в другую школу. Разборки с учителями и родителями одноклассников ровным счётом ничего не дают, в большинстве случаев только усугубляя ситуацию.
Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль воспитания в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности. К 15 годам начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками, происходит
Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации самого себя, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Это способствует удовлетворению потребностей в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу.
В последнее время резко увеличился уровень расслоения общества по социальному признаку. Трудно детям бедных родителей, но в равной степени трудно бывает и детям родителей богатых. Это утверждение спорно лишь на первый взгляд. Недаром в мировой литературе сын/дочь миллионера — обязательно недостаточно адаптированный к жизни человек, бледная и бездарная тень отца/матери. Опять же, это крайние варианты. Но и в нашем обществе такая проблема реальна — как влияет на подростка уровень обеспеченности, существенно превышающий возможности окружающих?
Вопреки общепринятому мнению, в среде подростков наличие материальных ценностей менее значимо, чем в среде взрослых. Сейчас наличие айфона, синтезатора или электронной гитары, иномарки или евроремонта в квартире даёт обладателю оных дополнительную уверенность в себе. Окружающим же тинейджерам, даже из бедных семей, воспитываемым под влиянием пресловутой «американизации» общества, дарит волнующее ощущение возможностей.
«Я получу образование, устроюсь в престижную фирму/стану актёром/певцом/фотомоделью, заработаю денег» — дети чувствуют вкус свободы. Вы только поддержите их, даже если сомневаетесь. Родительская поддержка — это уверенность ребёнка в себе, а следовательно, стабильный статус в подростковом коллективе — серьёзные предпосылки формирования полноценной личности.
В богатых семьях свои проблемы, особенно у подростков-мальчиков. Им труднее преодолеть фрейдовский Эдипов комплекс — ощущение фатальной конкуренции с отцом в попытках ощутить себя мужчиной. И без того идеализируемый образ отца часто становится вдвойне недостижимым вследствие наличия у него серьёзной власти, чаще всего производной от обладания большими деньгами. Деньги требуют внимания и времени. Того же требуют дети.
От того, как родители распределяют свои человеческие возможности, во многом зависит дальнейший жизненный путь подростка. Да и всем нам давно пора понять, что не наличие или отсутствие богатства играет ключевую роль в развитии ребёнка, а семейная атмосфера. Не бойтесь подростков. Любите их!