Слова эпиграфа можно счесть за высокопарный стиль, но если бы под этим девизом проходило воспитание подрастающего поколения, то многие проблемы международного характера на Земле-матушке решали бы мирным путём, за столом переговоров.
1 июня — международный День защиты детей, этому празднику 60 лет, его отмечают с 1950 года. Вот только от кого защищали детей? От влияния окружающего мира, от них самих, их ошибок или диктата и излишней опеки взрослых.
Родить родили, наигрались или намучились в младенчестве, а как только подросло дитятко до возможности соображать, что там, в мультиках, отстранились от развития. Это ж так повелось — пришёл с работы, забрал ребёнка из садика и за спасением к телевизору или компьютеру, чтобы самому отдохнуть, заняться собой. Не потому, что не любят, а просто
Как жаль, что не все развивают у детей привычку к торжеству, за реальное действие. А как классно, если совместными усилиями сотворённый шедевр приводит к награде, которую можно подержать в руке. Или сколько прелести в громком чмоке в раскрасневшуюся щёчку. Ещё лучше увидеть сияющие глаза родителей, которых распирает от гордости — это сделал мой ребёнок!
Всё-таки, необходима целенаправленная работа с детьми. У каждого свои убеждения и характер. Необходимо вырабатывать привычки, которые потом помогут жить и наслаждаться жизнью. Ценить время, общение, действие, приводящее к желанию сделать ещё что-то, более совершенное.
К сожалению, не все дети становятся взрослыми, т.к. одной из возможностей организма, в целях самозащиты, является блокирование в памяти тех ситуаций, которые привносят в жизнь особое напряжение и тяжёлые воспоминания. А у кого их не было?
В книге «Пять травм, которые мешают быть самим собой» Лиз Бурбо, указаны душевные травмы, полученные в детстве. Именно они накладывают отпечаток на жизнь человека. Отвергли — станет беглецом, покинули — зависимым, унизили — мазохистом, предали — контролирующим, были несправедливы — ригидным. Самое главное, можно избавиться от этих травм и масок, которыми ребёнок прикрывается, изменяя свою личность. В книге даны рекомендации для выбора правильных действий в исправлении ситуации. Родители могут это сделать, проанализировав действия своих отпрысков.
Молодость и даётся для накопления опыта, осознание которого начинается в зрелые годы. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Одни прячутся за категоричностью суждений и резкостью собственных претензий. Другие — при повторении ситуации, при невозможности увидеть выход из тупика, убегают от решения задачи во время её возникновения, да так и зависают не в своём времени. И в окружении своём выделяются несоответствием внешнего вида и образа мышления. Они остаются вечными детьми.
Их присутствие обычно напрягает. Отчего рядом с ними неуютно? Там где они — суета, зона повышенной конфликтности, а далее — несколько вариантов развития ситуации:
а) громкие вскрики, сопровождающиеся нервными резкими движениями; вздохи, как будто они задыхаются от пожизненной усталости, особенно при постоянном ничегонеделании.
б) сидение, развалившись, лицезрея мир вокруг, поддерживая установку, что можно бесконечно наблюдать, как работают другие.
в) наплевательское отношение к желаниям других; отсутствие отзывчивости, искренности, исходящее из нежелания слышать и видеть кого-то ещё, кроме себя, копающегося в своих обидах.
Вы можете подумать, что это несовместимые для одного человека действия. Ошибаетесь! Диапазон способов для привлечения к себе внимания настолько велик, что потрясает своей изощрённостью.
Но при попытке оказать помощь страх быть непонятым, неспособность к продуктивному общению заставляют бежать прочь. Чувство неудовлетворённости даёт о себе знать в очередной выходке, в желании заявить о себе.
При изменении подхода и просьбе о помощи страх не справиться с возложенными обязанностями заставляет увиливать от решения поставленных задач, вследствие чего закрепляется клеймо «ленивец».
Желание жить полноценной жизнью и неумение ставить цель и находить выход из лабиринта заблуждений приводит к самым отчаянным попыткам в определении своего места в жизни. Ошибка следует за ошибкой. И становятся изгоями. Неудовлетворённость порождает зависть, мстительность и озлобление. В зависимости от складывающихся обстоятельств либо от возможностей противника высвечивается либо лесть, либо того хуже — неприкрытая грубость или завуалированное, язвительное хамство.
В собственном развитии зачастую они застывают в позе обвинителя. Память работает на открытие счёта ошибок у окружающих. И тащат по жизни огромный чемодан без ручки с досье на всех и вся, дабы иметь возможность огрызнуться и в праведном гневе прокричать «А ты…, а вы…, чем вы лучше…». И тащить тяжело, и выбросить жалко. Сколько усилий приходится прилагать, чтобы заставить этих «страдальцев» думать о будущем, о жизненных целях, о сострадании и взаимопонимании, об идеалах и любви к ближнему.
Жизнь не терпит пустоты. Они нашли новый выход из душевных передряг, заменяют их физической болью. Отсюда — татуировки, шрамы, ушибы. Подростки уродуют себя в драках, а более развитые — в экстриме, заменяя душевные раны — телесными.
А ведь все эти действия и поступки — протестующие последствия одиночества в толпе. Им, как жаждущим в пустыне, и надо всего-то ничего — глоток любви, заинтересованности их жизнью. Многие, очень многие талантливы.
Неоднократно поднималась тема об избавлении от напряжения, о выходе из стресса, а нужно научить людей изымать страхи. Избавиться от них можно, лишь осознав причину, нагнетающую напряжение.
Три страха преследуют людей — страх смерти, одиночества, потери смысла жизни. И противостоять каждому из них могут только любовь, чистота помыслов, искренность взглядов, истинность знаний.
В любой ситуации есть выход и есть выбор, его нужно правильно увидеть и правильно понять. Каждый имеет право на свой путь, мнение, ошибку; необходимо помочь тем, кто ещё не нашёл себя, тем, кто не задумался об истинных ценностях — жить в мире с самим собой и окружающим миром. Генрик Ибсен сказал: «Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке».