Успешные люди считают умение слушать одним из важнейших качеств. Умеющие эффективно слушать улавливают важную, уникальную информации, помогающую им принимать верные решения.
Внимательный слушатель — лучший собеседник
Доброжелательный слушатель всегда найдет способ помочь собеседнику выразить себя, обрести уверенность в суждениях, высказать наболевшее, поделиться своими идеями. Мудрое слушание укрепляет взаимопонимание.
Психологи разделяют слушание на впитывающее и активное, отражающее, с обратной связью.
Слушать активно — значит задавать уточняющие вопросы, использовать реплики, поддерживающие беседу и побуждающие высказываться дальше. Важно также резюмировать услышанное. Обратная связь показывает, что говорящего понимают, хотят ему помочь.
Доверительную атмосферу в беседе создают диалоги, которые доносят до слушателей иные мнения и убеждения, помогают посмотреть на предмет беседы под другим углом. Если мы эффективно слушаем, то мы слышим, тем самым ощущаем созвучие струн наших душ.
Качественное слушание благотворно воздействует на говорящего, помогает снизить эмоциональный фон и начать спокойно и трезво размышлять о своих проблемах, обладает целительной силой, может помочь человеку стать мудрее, изменить свою жизнь к лучшему.
В слушании важно не соблюдение тишины, а умение слышать. Это отдающее действие, которое требует от нас энергетических затрат. Это подарок человеку, которого мы слушаем с полным вниманием. Именно к такому активному, мудрому слушанию мы должны стремиться.
В реальности часто все бывает иначе. Психологи отмечают, что во время диалогов люди могут играть различные роли:
Симулянт. Мысли слушающего в действительности далеко.
Зависимый. Человек зависит от мнения, желания, чувств собеседника.
Перебивала. Думает только о своем.
Погруженный в себя.
Интеллектуал-логик. Если один фрагмент речи говорящего не логичен, то он перестает слушать все остальное.
Принципы слушания
При слушании других, в диалоге или беседе, надо соблюдать несколько важных принципов:
1. Слушайте собеседника, ничего не додумывая и не предполагая. Предполагаемое не является очевидным.
2. Для установления взаимосвязи лучше вести речь от первого лица и говорить от сердца.
3. Не высказывайте своего суждения о человеке. Цель диалога — понимание. Оценка мешает слушанию. Мать Тереза говорила: «Когда вы судите людей, у вас не остается времени, чтобы любить их».
4. Слушайте не ради того, чтобы согласиться или поверить, а чтобы понять. Наша задача — услышать новые идеи и свежие мысли.
5. Задавайте уточняющие вопросы, которые помогут глубже осмыслить услышанное.
6. Говорите не то, что хочется, а то, что должны сказать.
7. В беседе или диалоге все равны, лучше забыть на время о своём статусе.
8. Соблюдайте конфиденциальность. Сказанное в диалоге не должно выходить за пределы круга общения.
Непредвзятое слушание разрушает барьеры
В разговоре важно убирать личные мотивы, преодолевать барьеры, мешающие эффективно слушать.
Нас постоянно отвлекает от слушания огромное количество внешних раздражителей: телефон, собачий лай, шумные игры детей, внешний вид человека.
Мешают и внутренние раздражители — поток мыслей, навязчивая мелодия, тревоги, заботы, эмоции.
В разговоре было бы хорошо подавлять навязчивые мысли в своем сознании. Представить их не имеющими значения в данную минуту. Не стоит отвлекаться, суетиться, отключаться от собеседника.
В разговоре надо находиться здесь и сейчас, познавать суть человека. Сосредоточиться на основных и важных мыслях собеседника.
Такой способности к сопричастности помогает умение слышать сердцем. Слушание сердцем — очень глубокая форма взаимодействия людей, которая помогает находиться на одной чувственной волне, подстраиваться под говорящего. Не зря сказал мудрец: «Когда сердца слушают — ангелы поют».
Когда вы выслушиваете обратную связь, воздержитесь от возражений, пока собеседник выговаривается. Если вас критикуют — молчите. Представьте, что через человека, критикующего вас, говорят высшие силы. Может, так, а может, и не так. Ответьте, что вы подумаете, разберетесь, а потом дадите ответ, если это возможно по ситуации.
В случае, когда от вас ждут немедленной обратной связи, помните, что впадать в роль «спасателя» и давать непрошенные советы не нужно. Желательно просто изложить известные вам факты по обсуждаемому вопросу. Рами Блект — учитель и консультант по восточной психологии — советует: «Делясь идеями и информацией, мы оставляем за слушателями свободу выбора, позволяем им самостоятельно определять свое отношение к сказанному. В этом случае они могут воспринимать эти идеи и информацию в свете их собственных целей, знаний и опыта, применяя их согласно собственному разумению. Решение никогда нельзя навязывать. Это важный эзотерический принцип. Мы даем человеку объективную и достоверную информацию, но сделать выбор он должен сам».
Умение слушать тишину
Об умении слушать сердцем говорит умение слушать тишину, то есть умение прислушиваться к своим вопросам, эффективно слушать самого себя. Трудно понимать других, если не способен слушать себя. Говорят, что, слушая тишину, мы слушаем Бога, укрепляем единство с Высшим Началом.
Только в тишине мы по-настоящему можем понять себя и стать сострадательнее к другим. В тишине, когда мы прислушиваемся к себе, в состоянии молчаливого покоя пустота и одиночество покидают нас.
Существует множество приемов поддержания тишины. Молитва — одна из форм общения с высшими силами. Мы говорим, а Творец слушает.
Можно идти к тишине и практическими действиями:
Выйдя на улицу — посмотреть на небо. Дать своему сознанию отдохнуть;
Прогуляться, не спеша и не суетясь;
Вслушаться в звуки музыки;
Сконцентрироваться на своем дыхании.
Вслушиваться в тишину — значит прислушиваться к своим вопросам. Райнер Рильке, австрийский поэт, советует: «Идти по жизни от вопроса к вопросу. Тогда, возможно, однажды в отдаленном будущем, ответ найдется сам собой».
Слушая себя и других, мы движемся к мудрости. Иудейский мудрец Соломон ибн Габирол верно заметил: «Начало мудрости — в молчании. За ним следует слушание».