Делай, что должно... А всегда ли это нужно?

Реклама

«Делай, что должно — и будь что будет». Знакомо ли вам это каноническое утверждение? Ну, разумеется. Удобнейшая и мудрейшая формулировка, всем сестрам по серьгам — и долг упомянут, и к фатальности (читай, судьбе) — с полным уважением, и свобода воли не обойдена — делать или не делать то, что должно, ты волен сам.

Но только задумаемся: делать, что должно — всегда ли это хорошо и правильно? Кто или что определяет для тебя это «должно»? Внешняя вынуждающая и диктующая сила в лице государства, родителей, детей, друзей, обстоятельств? Или ты сам, учитывая высказанные вслух потребности государства, родителей, детей, друзей и иже с ними? Или ты сам, ничего не учитывая, исходя о собственном представлении о благе личном, государства, родителей, детей, ну, и далее по списку?

На мой взгляд, самое опасное — первое и третье. Как всякие крайности. Нет, экстремальные ситуации — спасение жизни, операции, войны, больных и парализованных близких и так далее — мы сейчас не рассматриваем. А имеем в виду рутину, повседневность.

Реклама

Где кончается наша свобода воли? Обычно отвечают: там, где начинается прямое принуждение. Как прямое принуждение соотносится с долгом? На мой взгляд, никак.

Ты, конечно, можешь некоторое время делать то, к чему тебя принуждают, скрипя зубами, упираясь всеми ручками-ножками, пока этот диктат — прямой жесткий диктат, а не разговоры о долге перед… Ибо прямой диктат — ужасный и жесткий — хотя бы не манипуляция. Свобода воли здесь минимальна: делать и получать хоть что-то или не делать — и ничего не получать (или получать, грубо говоря, пинки и зуботычины). Рабство.

А как начинаются разговоры о долге, манипулятивные, апеллирующие к совести и воле и мягко заставляющие, понуждающие, упирающие в необходимость — куда девается эта свобода воли? Где она? Она, несомненно, есть. Распознать манипуляцию, осознать, надо ли это тебе — и делать уже по собственной надобности. Или — упереться и

Реклама
не делать, распознав манипуляцию. Всё.

Самое плохое и, увы, часто встречающееся — это на манипуляцию повестись. Ну как же — совесть, долг, необходимость. Выполненная по этой «совести» тяжелая и трудная работа. Дальше — грусть, опустошение, понимание того, что «развели» просто-напросто, апеллируя к высоким материям. Ложно понятый долг, ложно понятая свобода воли — и никто не виноват, кроме тебя самого.

И еще: как часто мы сами делаем в отношении близких все и чуть больше, чем все, руководствуясь только нашим собственным представлением об их благе. Навязываем им нашу заботу, дела, жертвы — «да я ради тебя». А кто нас просил? И кому от этого хорошо? И работает ли тут универсальный принцип «Делай, что должно — и будь что будет»?

Реклама

Как ни странно, искаженно работает. Мы делаем то, что, в нашем понимании, должно — и не получаем в ответ никакой благодарности. Можем рыдать, обижаться — можем гордо молчать. Но в отсутствии благодарности, видимо, виноваты будем сами — ибо никто не просил. Запроса не было — стало быть, и потребности не было.

Долг наш выполнен — и, видимо, нас должна греть радость от факта его выполнения. Этого, тоже ложного, никому не нужного долга. Выложился весь, сделал, что считал нужным — а вы все поросята неблагодарные. Да гори оно ясным огнем, будь что будет.

И самое замечательное, когда приходит понимание, что исполнять долг в отношении других лучше всего только по прямому, честному их запросу. Не руководствуясь собственным пониманием чужого блага, не прогибаясь под тяжестью требований и не поддаваясь манипуляции.

Реклама

И тогда формулировка «Делай, что должно — и будь что будет» наполняется простым и высоким смыслом.

Ты (партнер, ребенок, друг, родитель, государство — о, я понимаю, что это утопия) искренне и прямо просишь, в твоих желаниях нет ничего преступного или вредного, ты в этом действительно нуждаешься — я осознаю твою надобность и осознанно, даже радостно, выполняю свой долг в отношении тебя. И тебе, и мне от этого хорошо. Мы оба честны и делаем, что должно.

А дальше — пусть Судьба включает свой светофор.

Реклама