Ребенок в свои первые 6−8 лет жизни проходит большой путь в изучении мира, себя и других людей. Более того, все необходимые основы жизни он получает именно в этот возрасте. В традиционно русской культуре ребенка до 3 лет называли «дитя». Особого внимания полу не уделялось. А вот в три года было посвящение в пол. Девочке надевали девичью одежду, ленточки в косы, мальчиков — одевали соответственно.
Для ребенка естественно изучать свое тело и тела других. Находить сходства и отличия. Дети вкладывают совершено иной смысл в свои действия, чем мы, взрослые. Ведь, зачастую, все половое воспитание детей в основном сводят до уровня развития гигиенических навыков, смущаясь от откровенных вопросов детей. Дорогие родители! Для детей эта тема такая же, как и многие другие, поэтому спросить «Откуда берутся дети?» для ребенка так же естественно, как спросить «Почему дует ветер?».
Интересно и вот еще что. Пока ребенок изучает свои руки, ноги, лицо — родители спокойны. Но когда ребенок начинает интересоваться строением своих половых органов, многие родители приходят в растерянность и начинают подозревать в своем ребенке распущенность и извращенность. Родителей интересует: как относиться к сексуальным играм детей. Дети гораздо наблюдательнее, чем нам кажется. Они очень быстро составляют себе представление о роли каждого из родителей в семье, о лидере, о том, кого можно слушать, а кого и не обязательно. От них нельзя скрыть и еще одну сторону жизни — интимную. Тем более, что с развитием СМИ у ребенка расширяется возможность доступа к такого рода информации. Но в сознании ребенка эта информация обычно не приобретает эротического характера.
Итак, по мере поступления информации начинаются сексуальные игры детей, чаще всего — фрагменты игры в семью. Иногда маленькие дети могут имитировать действия взрослых, изображая любую форму половой активности. Обнаружив такие игры, взрослые приходят в смятение. Но это не повод ни для шуток, ни для возмущения. Такие «сексуальные» игры у здорового малыша не вызывают полового возбуждения, и пока нет некорректного вмешательства взрослого, он играет неосознанно, воспринимая эту сторону жизни как вполне естественную и неотъемлемую, каковой она, в принципе, и является.
Однако стоит взрослому начать расспрашивать, как все было, выпытывать детали, стыдить — и восприятие ребенка тут же меняется, он начинает понимать, что вступил в какую-то особую область, жгуче интересную и очень запретную. Интерес не пропадает, а, наоборот, возрастает. Только теперь ребенок знает, что это тайное и нужно прятать. Также ребенку часто непонятен смысл наказания, но всегда остается ощущение, что если его поступок плох, то, значит, и близкие ему взрослые, которых он копировал, делают что-то недозволенное, грязное и непристойное. Это создает психологический барьер между ребенком и родителями. К тому же, в сознании ребенка формируется образ «интерес к половым органам и касание их — это плохо». А это может явиться основой для развития комплексов, стать источником тайных переживаний и всяческих отклонений.
Второй аспект таков: ребенок стремится получать удовольствие от своего тела, в чем бы это ни проявлялось. И если детей в этом упрекать и ограничивать, это может повлечь формирование неправильного отношения к сексуальной жизни в дальнейшем. Нужно грамотно корректировать и направлять поведение малыша.
Так что, не стоит бояться игр, в которых дети изучают себя и противоположный пол. Более того, не стоит этот интерес осуждать и очернять. Пусть лучше малыш развивается на ваших глазах. Кстати, в старину дети до весьма взрослого возраста ходили в баню с родителями, видели их раздетыми и могли исследовать. Не говоря уже о том, что спали все в одной комнате. Нужно разговаривать о том, что важно ребенку. Лучше быть другом ему, чем надзирателем…