К воспитанию малыша в первые годы жизни надо относиться также тщательно, как и к его кормлению, прививая ему разумные привычки и навыки. Если Вы не воспитаете их в раннем возрасте, то в дальнейшем Вам придётся ребёнка перевоспитывать, а это делать всегда намного труднее. Характер не даётся от природы — он складывается при объединении различных свойств, формирующихся под влиянием жизни и воспитания.
На ранних этапах развития характера большое значение имеет восприятие положительного опыта поведения. Воспитатель или родитель должны своим поведением создавать наглядный опыт для подражания. Если Ваш ребёнок посещает детский садик, то следует учитывать, что для него имеет значение и положительный опыт его сверстников, особенно лидеров. Выбор детей, на которых следует равняться, может определяться общественным мнением детей и не совпадать с оценкой воспитателя — об этом не надо забывать, так как особенность психологии малышей может привести к подражанию не только положительным примерам, но и отрицательным. Родители должны поддерживать постоянную связь с воспитателями детского садика или яслей.
Иногда родителям кажется, что пока ребёнок маленький, ему всё позволено, и они упускают время, когда прививаются разумные привычки. Понаблюдайте за малышами, и Вы обнаружите в их поведении проявления зоологического примитива зверёнышей. Они при всей своей природной одарённости требуют особого к себе внимания в приобретении навыков: мыть руки, ходить в чистой одежде, кушать, спать и играть в определённое время.
В этом же возрасте малыши должны получить нравственные установки своего поведения: уважительно и доброжелательно относиться к взрослым, научиться понятию дисциплины, приучиться делиться с близкими, покровительствовать животным и опекать их. В младшем возрасте ребёнок должен слушаться родителей беспрекословно, иначе Вам трудно будет с ним справиться позднее, и к шести — восьми годам он может совершенно утратить послушание.
Очень важно научить ребёнка играть самостоятельно, беречь и любить свои игрушки. Расскажите малышу, какие примерно сюжеты он может сам придумывать для игры и как интересно быть в ней ведущим, отдавая приказы своим солдатикам, запуская ракеты, летая на самолётах и вертолётах, включая слоников, мишек, зайчиков…
Не приучайте малыша играть только когда есть компания. Играть ребёнок должен сам, если только не отстаёт в развитии. Так он создаёт свой собственный мир и растёт самобытнее, но, если у родителей есть желание, то они могут в игре иногда поучаствовать. При всех занятиях с детьми старайтесь сохранять спокойствие и не раздражаться, даже, когда не получается что-то или поломалось, разбилось. Малыш должен хорошо усвоить, что слёзы не помогут, что следует быть аккуратным, бережливым и осторожным.
А как разговаривать с детьми, если Вы выдвигаете какие-нибудь требования? Надо научиться авторитетному тону — он должен быть, когда Вы отдаёте распоряжения, спокойным, без грубости и раздражения, без просительных ноток. Не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а серьёзное деловое распоряжение должно выражать семейную дисциплину. Ни у Вас, ни у детей не должно возникать сомнений, что Вы имеете право на такое распоряжение, и каждый родитель должен научиться его отдавать, не лениться и не уклоняться из побуждений миролюбия.
Со временем распоряжение станет обычной традиционной формой и Вы научитесь придавать ему различные оттенки: тона директивы или иронии, или совета, или намёка. Учитесь различать действительные и фиктивные потребности ребёнка, и тогда Ваше родительское распоряжение превратится в приятную форму общения между Вами и ребёнком. Необходимо выработать у ребёнка привычку выполнять распоряжение воспитателей — это не только облегчает его воспитание, но и позволяет сберечь нервы, предупредить капризы и нехорошие поступки.
Такое воспитание устанавливает отношения серьёзности и взаимного уважения, и оно не противоречит тому, чтобы быть с ребёнком ласковым, нежным, играть и шалить иногда. Чтобы воспитать предупредительных и вежливых детей, необходимо с первого года жизни соблюдать взаимную деликатность и не допускать даже в играх грубой навязчивости, невежливых поступков и выражений. С каждым годом требования к развитию интеллекта и культуре поведения следует увеличивать.
При формировании характера обращайте внимание на форму его проявления. На ранних этапах развития характера стиль поведения у одних малышей может определяться вспыльчивостью, порывистостью, у других — медлительностью, у третьих — стеснительностью. Все чрезмерные отрицательные проявления можно корригировать, формируя у детей умение произвольно управлять своим поведением. Характер представляет собой суммарное проявление многих свойств ребёнка и связано с общим его развитием.
Берегите себя и своих детей, будьте с ними мудрыми воспитателями и помните: участие родителей в формировании характера и интеллекта детей является основой родительского авторитета.