Продолжая начатую в журнале интереснейшую тему предвкушения, рискну заявить, что человек не может не предвкушать. Собственно, именно этим убеждением обусловлен выбор эпиграфа. Предвкушение, по словарному определению, есть «мысленное ощущение чего-нибудь заранее, предварительное переживание воображением чего-нибудь (ожидаемого)».
Из этого следует, что оно включает совместную деятельность ума, рождающего мысли, и души, выплескивающей чувства. Но не обходится и без духовной составляющей, ведь не секрет, что преобладающая область многих предвкушений с нею связана. Эта деятельность может быть сотворческой, когда все участники действуют заодно, а может сопровождаться конфликтом, когда «деятели» уподобляются героям крыловской басни «Лебедь, рак и щука».
Для ответа на вопрос: от чего это зависит, надо прежде рассмотреть два других: что и как предвкушается? Вот к ним и обратимся. Начнем с того, что человек может предвкушать удовлетворение потребностей, исполнение желаний, воплощение мечты. Стремление к получению каких-либо материальных или духовных благ вызвано необходимостью поддержания жизни человека как существа биосоциального,
Но не только: они являются выражением отношения человека к миру, и в этом смысле связаны с мечтой. Мечтой часто называют создаваемый воображением образ желаемого, но в данном случае имеется в виду другое значение: это идеализированная цель, сулящая счастье. Она может быть эфемерной (когда, например, ребенок говорит, что хочет быть космонавтом или певицей) и основательной (если речь идет об определенном стремлении добиться задуманного результата).
Этот наикратчайший обзор понятий необходим потому, что в разговоре о предвкушении очень важно различать предмет.
Потребность в еде, питье, крове и отдыхе диктует соответствующие желания и/или предвкушения. Потребность в безопасности и уверенности в себе рождает желание благополучного существования, а затем предвкушение достатка либо краха надежд на него.
Потребность принадлежать к социуму, взаимодействовать с ним
Например, в ожидании обеда у проголодавшегося человека перед мысленным взором может предстать аппетитная пища или хотя бы кусок хлеба, возникнуть ощущение ее вкуса и запаха. Юная леди, еще только приобретающая обновку, уже предвкушает, как лопнут от зависти подруги, а подросток, вынужденный в силу обстоятельств появляться в одном и том же поношенном костюме, заранее предвкушает насмешки. — Оба персонажа заранее представляют, кто ему что скажет
Соискатель должности, отправляющейся на собеседование, мысленно представляет, как блеснет своим профессионализмом либо рисует картины, как провалится. Конкурсант предвкушает чаще победу, но иногда и провал. Ученый-первооткрыватель, мечтающий о разгадке некоей тайны, предвкушает, что этот даст миру (или миру и себе).
Как уже отмечалось, предвкушение может оправдаться, и в этом случае способно в эмоциональном плане даже оказаться гораздо сильнее самого результата, а может и не оправдаться, расстроив тем самым человека.
Теперь впору вернуться к тому, с чего начали: в предвкушении участвуют три уровня: умственный, чувственный и духовный. В том случае, когда чувственный план берет на себя безусловное лидерство,
Значит, чтобы этого не случилось, надо научиться регулировать и приводить к согласию все компоненты предвкушения. Например, почувствовав перехлест эмоций, притушить их, спросить себя, как предвкушается, — в общем, заняться воспитанием предвкушения. И не забывать мудрость классика: «Учитесь властвовать собою».
С другой стороны, если слишком сильно подавлять чувственную составляющую предвкушения, эмоции уйдут «на дно», затаятся, но рано или поздно рванутся вверх, что называется, «вертикальным взлетом» с соответствующим эффектом взрыва. Так что с ними надо обращаться бережно.
Читатель может спросить: «Как же так? Притушить и не подавлять?». Это возможно, например, с помощью отслеживания эмоциональных мыслей, наблюдения за ними как бы со стороны, безо всякой оценки, а просто фиксируя: «Сейчас я такой-то…». Техника проверенная, хоть и не единственная, и вполне безопасна для самостоятельного применения. А о специальных, требующих участия психолога, думаю, лучше промолчать.
Итак, предвкушение может быть удовольствием, приближать к желаемому, а может лишить душевного покоя, — выбор за предвкушающим…