«Во сне у меня появилась возможность сознательного перемещения по зданию. Это было современное многоэтажное строение в стиле hi-tech, в основном состоящее из стекла. Гуляя по коридорам, я увидел свой силуэт на поверхности тонированного стекла. Мое отражение было примерно на 5−10 лет старше своего прототипа. Через какое-то время появилось ощущение, что верхние этажи постепенно исчезают, словно растворяются перед пробуждением. Я спустился вниз и оказался в небольшой комнате с зеркалами. Там же находились две женщины. В разговоре со мной одна из них сказала, что сон уже заканчивается и это необратимо. Мне пришлось возразить ей. В этот момент в комнате оказалось еще два человека, являющиеся моими двойниками».
Казалось бы, в такой мешанине впечатлений невозможно найти ничего рационального. Однако попробуем рассмотреть эти знаки последовательно. Начнем с центрального элемента. Это — «многоэтажное здание в стиле hi-tech». Строения в снах обычно символизируют состояние сновидца и его жизненную ситуацию. Ультрасовременный облик архитектурного шедевра в рассматриваемом описании демонстрирует особенности того, как он относится к окружающему. Сразу видно, что рассказчик является технократом. А наличие большого количества этажей свидетельствует о сложности его внутренней жизни.
Еще один фрагмент, «в отражении — более старший по возрасту человек», возвращает нас к сказкам. Отражающие поверхности напоминают о неком сказочном зазеркалье или, иначе говоря, о подсознательных областях разума. Возраст, ассоциирующийся с опытом и мудростью, соотносится с уровнями древней памяти, имеющей коллективно-историческое происхождение.
Интересна «комната с зеркалами». Этот образ развивает основную сюжетную линию. Дело в том, что зеркала, как предметы, связанные с потусторонним миром (зазеркалье), традиционно обозначают альтернативную личность человека, его скрытую сторону души, индивидуальное бессознательное.
Движение вниз имеет аналогичный смысл. Другими словами, в сновидении можно наблюдать возвращение от высокотехнологической действительности к природным началам души. При этом у нашего героя остается убежденность в том, что именно он управляет своими действиями в пространстве ночных грез. На самом деле, наличие множественных знаков бессознательного убеждает в обратном — рассказчик находится во власти скрытых сил психики, не ощущает их присутствия в своей жизни.
Эпизод, в котором появляются две женщины, явно наделен нумерологическим символизмом. Число 2 указывает на ситуацию внутреннего конфликта. Женский образ в мужском сновидении привносит в диалог тему качеств, противоположных традиционно трактуемой мужественности — слабости, чувствительности к нюансам межличностных отношений, эмоциональной пластичности.
Далее перед сновидцем возникает «два двойника». Такие персонажи усиливают тему альтернативного, скрытого «Я», психологической расщепленности сознания. А повторение числа 2 подчеркивает то, что наш рассказчик находится в ситуации глубокого конфликта с самим собой.
В целом сновидение словно пытается сказать молодому мужчине следующее: «Ты думаешь, что полностью управляешь своей жизнью? Вовсе нет. Есть вещи, активно мешающие тебе, противодействующие твоему успеху. И с этими силами тебе необходимо договориться». Не исключено, что сновидец переоценивает значение техногенного стиля жизни. Возможно, ему следует прислушаться к чему-то древнему в себе.