Ум, начитанность, юмор, даже характер — ощущаются сразу и бесповоротно. Внезапно можно почувствовать симпатию. Или наоборот. А ведь мы никого не видим и не слышим, как же так? Более того, можно почувствовать чью-то обиду, ранимость или мягкий укор. И чье-то отчаяние, и чью-то браваду. Каким образом? Ведь это не грозный рык недовольства, это намного тоньше.
Порой на сайтах возникают нешуточные споры, и почти зримо видишь: вот тот — народный трибун, он говорит «шершавым языком плаката», часто горячится, при этом бывает ведь прав по большей части. А его собеседник протирает в растерянности пенсне (конечно же, не протирает, нет уже в обиходе пенсне). А другой — явно «прикалывается» или веселится, или провоцирует. А кто-то уж очень часто встает в «байроновскую» позу. Есть люди — командные игроки, есть одиночки. Есть и те, кто хорошо помнит поговорку: «В большой семье не щелкай клювом», они все успевают, обходясь без форс-мажоров и неприятностей.
На сайте может оказаться и свой анфан террибль — (enfant terrible — по-французски несносный, ужасный ребенок — давно уже устойчивое выражение в русском языке). Собственно, ничего особо плохого в анфане нет: и непосредственность, и неуместность — тоже проявление настоящей жизни. Анфаны всегда играли большую созидательную роль, эпатируя приличное общество.
А иногда и вовсе подумаешь: не сам (а) ли ты того — террибль? Или уже — трибун? Встающий в байроновскую позу? Ну и пусть, и тем, и другим быть не зазорно. И часто так хочется вступиться за что-то сверхценное для себя, имеющее смысл. Но, как правило, пустая затея.
А еще ведь и защищают друг друга, это здорово. Есть свои робин гуды, есть свои рыцари, без страха и совсем-совсем без упрека. Ну что бы мы делали без рыцарей? Без рыцарского поведения вообще, без справедливости, благородства, а может, без маленьких поблажек и снисходительности.
Когда-то сайт казался большим древнегреческим театром. Вот Герои, некоторые даже титаны, вот Хор, он, как и положено, выражает точку зрения идеального слушателя, комментирует, порой и жестко.
А на актерах маски, функция их — точно донести смысл происходящего: вот один смайлик доносит раздражение, а вот другой — да тут чуть ли не нежность (а это уже никак на древнегреческое не тянет…). Смайлик, как и маска, — резонатор, он усиливает эмоцию сказанного. Но только усиливает, а у сказанного уже есть эмоция. Высокомерие, уныние, равнодушие, доброжелательность — все чувствуется, даже в двух дежурных словах.
А вот и «Боги из машины» (deus ex machina) — были такие в театре, спускались сверху на специальных механизмах на сцену в самый трудный момент и все улаживали, разруливали неприятные ситуации. Часто — совсем неожиданным образом. Это администрация сайта, конечно. И, действительно, все сразу упорядочивается, все проблемы решаются. Катарсис.
Как и в древнегреческой трагедии, на сайтах многие герои погружены в себя, в свои переживания, часто чувствуется внутренняя борьба. Человеку, отправляющему свои слова в пространство, все равно важно, как их услышат. И услышат ли.
И с комедией древнегреческой много общего в сайтовой жизни. Каламбуры, иной раз непристойные остроты, даже переодевания — разве мало встречается «клонов»? Зарегистрировался под пятью именами, и можно долго вести беседы при ясной луне. Но это все равно — жизнь, с элементами игры, даже карнавала.
А потом стали различаться лица. Не театр, не маски, а обычные человеческие лица. Не наваждение ли это?
«Одни поем мы песенки, одни читаем книжки»Реклама
Была детская песенка о ровесниках и ровесницах с таким припевом. Но ведь дело явно не в ровесниках. Определенно все читали разные книжки (не считая школьной программы, и то не факт). И уж точно разные песенки пели.
Значит, есть точки пересечения. Значит, этого человека вы будете понимать влет, без долгих объяснений. Или как гиперссылка друг на друга. Вы уже знакомы — по книгам и песенкам. А иногда вплоть до общих знакомых получается (и такое бывает).
«Хоть горшком назови, только в печку не ставь»
Про хамство в Интернете даже и говорить не нужно, встречается, как и в жизни. Вышли, получили, утерлись, обтекли, дальше пошли. Но здесь иногда хочется понять, что-то объяснить. Каждый справляется, как может, но все это вполне можно пережить. А если трудно, если невтерпеж, то есть старый способ: «пришел, увидел»…, убежал. Некого и незачем побеждать. Вот и от комментариев иногда отписываешься, во избежание. Получается, что «бежал Гарун быстрее лани». Бежал, да, подумаешь, великое дело. Ведь так иногда не хочется читать заведомую грубость! И в дрязги вступать тоже.
Все же поведенческие модели проявляются и чувствуются. Почти точно так же, как и в реале. Даже бывает, что и ник пресловутый звучит унисексом, но все равно понимаешь, кто перед тобой: мужчина или женщина. Хотя, бывает, и ошибешься, и в жизни-то не все ведут себя «по-мужски» или «по-женски» (или так, как принято полагать).
Только не говорите мне, что это одна я такая трепетная и впечатлительная, а то действительно расчувствуюсь. Ведь мы же все (или почти все) разговариваем друг с другом, в глаза не видя. И не только ведь «по долгу службы», а подчас — подолгу и «с дружбой», а значит, это реальность. Мы такие, как уже есть, и долго прикидываться в Интернете так же невозможно, как и в жизни. И здорово осознавать, как много на свете приличных, хороших (в хорошем смысле слова), достойных людей. Нет никакого наваждения. И ничего делать не нужно, только оставаться собой и стараться понять других.
А если серьезно, то наверняка скоро возникнет (если уже не появилась) новая наука: что-то вроде «виртуального бихевиоризма» или веб-социологии, или еще что-нибудь этакое, описывающее то, что мы здесь чувствуем и переживаем.
Очень прошу считать все совпадения случайными. Это ни в коем случае не попытка классификации. Речь — просто о сайтах — как новой форме и общения тоже. И смеюсь я над собой, это ж понятно.
Но иногда кажется, что и без всех всяких фотографий, аватаров и смайликов мы вполне можем понять друг друга. А если не можем — значит, просто не договорили. Некогда. Как и в обычной нашей жизни.