Пирамида потребностей: кто является её «строителем»?

Реклама
Профессионал

В литературе по психологии и менеджменту часто упоминается пирамида потребностей, создание которой приписывают американскому психологу Абрахаму Маслоу. Но он эту пирамиду не создавал, он изучал биографии великих людей, добившихся творческой самореализации, и нашёл в их биографиях интересные закономерности, которые позволили ему сформулировать иерархическую теорию потребностей человека. Вот на основе этой иерархической теории последователи Маслоу и придумали пирамиду (для облегчённого восприятия его идей).

Что же представляет собой пирамида Маслоу? В основе этой условной пирамиды лежат физиологические потребности, характерные для любого живого существа. Их удовлетворение необходимо человеку в первую очередь, поскольку от них зависит его выживание. Сюда относятся потребности в дыхании, питании, сне и сексе. Без их удовлетворения человек не станет стремиться к более высоким целям: «пустой желудок к учению глух», — говорит народная мудрость.

Реклама

То есть, пока человек испытывает голод, его не заинтересуют театральные премьеры или модные журналы, он лучше потратит время на то, чтобы найти себе пропитание. Именно эти потребности заставляют человека трудиться и на заработанные деньги приобретать себе пищу, одежду, предметы быта. И, конечно, недвижимость (иначе спать будет негде).

На второй ступени пирамиды расположились потребности в безопасности и стабильности. Сюда относятся не только потребности обезопасить свою собственную жизнь и жизнь своих близких, но и потребность не потерять работу или жилище, не заразиться какой-нибудь болезнью, не лишиться своего имущества. Эти потребности заставляют человека ставить замки на двери, копить деньги на банковских счетах, приобретать страховки и т. д.

Реклама

Эти первые две ступени характерны не только для человека, но и для животных. Конечно, они не приобретают себе пищу в магазинах и не копят деньги. У животных эти потребности реализуются по-другому: чтобы не голодать, они делают припасы пищи на зиму; сделанные припасы тщательно маскируют (и дверные замки им становятся не нужны); жилища свои строят в безопасных местах (кто-то под землёй, кто-то на деревьях, кто-то в густой чаще — чтобы хищники не смогли найти и разорить их). Однако если у животных потребности на этом заканчиваются (поскольку для биологического выживания больше ничего не нужно), то у человека они только начинаются.

На третьей ступени расположились

Реклама
социальные потребности, выражающиеся в желании человека быть причастным к какой-либо группе людей, иметь друзей и общаться с ними, а также любить и быть любимым. Социальная среда (семья, компания друзей, коллеги по работе) позволяет человеку избавиться от чувства одиночества и обрести чувство защищённости («вместе мы — сила») и собственной значимости («я — один из них»). Именно поэтому люди стремятся установить хорошие отношения с другими людьми и именно эти потребности заставляют человека искать партнёра для создания семьи, компаньона для ведения бизнеса, товарища для игры в бильярд или единомышленника для обсуждения последних новостей.

Когда потребности человека в причастности к какой-либо группе и общении с людьми удовлетворены, то их влияние на поведение человека уменьшается, и на первый план выходят иные потребности (условно расположенные на четвёртой ступени пирамиды) —

Реклама
потребности в уважении со стороны коллег и друзей (требуется уже не просто общение, а уважительное отношение, — скажем, человек с такими потребностями может требовать от других, чтобы к нему обращались по имени-отчеству или с приставкой господин/госпожа), в престиже (желание занимать какое-то видное место в группе людей, например, быть начальником), в признании со стороны окружающих (то есть, человек хочет, чтобы то, что он делает, признавалось бы и положительно оценивалось). Эти потребности заставляют человека добиваться профессионального мастерства, зарабатывать себе хорошую репутацию, поддерживать свой высокий социальный статус и радеть о своём имидже.

И последняя, пятая, ступень пирамиды Маслоу —

Реклама
духовные потребности, или потребности в самореализации (то есть желание как можно более полно раскрыть свои возможности и таланты). Эти потребности заставляют человека путешествовать, читать книги, посещать музеи и выставки, заниматься творчеством и всячески развивать свои способности. Кроме того, они заставляют человека познавать окружающий мир, искать смысл жизни, отстаивать и распространять свои взгляды, бороться за справедливость и добиваться независимости.

Эта пирамида наглядно показывает, как человек удовлетворяет свои потребности и какие именно потребности он стремится удовлетворять в первую очередь. Не зря её так любят менеджеры и рекламщики: зная, что человек хочет, они умело выстраивают свои стратегии. Ведь знание — это сила; в данном случае — сила, позволяющая так показать свой товар, что человек непременно захочет его приобрести. Человек думает, что он покупает хлеб, а на самом деле он просто удовлетворяет часть своих физиологических потребностей. Человек думает, что приобретает автомобильную сигнализацию, а на самом деле он удовлетворяет свою потребность в безопасности. Человек думает, что покупает клюшку для игры в хоккей, а на самом деле он удовлетворяет свои социальные потребности.

Реклама

Конечно, есть такие потребности, которые любой человек стремится удовлетворять в первую очередь (например, в пище или дыхании), а есть такие, которые он может отложить на какое-то время или вовсе отказаться от них (например, человек может не задумываться о своём имидже или репутации, если ему негде жить или нечего есть). При удовлетворении более низких (расположенных ближе к основанию пирамиды) потребностей человек, как по лестнице, движется к потребностям более высокого уровня.

Но это не означает, что потребности, например, в самореализации, возникают только после того, как удовлетворены все остальные. Люди разные: кто-то смирится с отсутствием собственного жилища, но будет с удовольствием писать стихи, а кто-то плюнет на создание семьи, но непременно будет добиваться карьерного роста, чтобы стать большим начальником. Однако в целом большинство людей проходит ступени пирамиды по возрастающей — от более низких ступеней к более высоким. От потребностей желудка — к потребностям души.

Вот, собственно, эта иерархия потребностей, выстроенная в виде пирамиды, и прославила Абрахама Маслоу.

Реклама