Когда закончится Дом 2, или Почему нам нравится «подглядывать»?

Реклама
Профессионал

Пожалуй, никто не будет спорить, что телевидение играет большую роль в жизни человека. Вроде бы ненавязчиво, сродни фону, телевизор бубнит новости, напевает хиты, всхлипывает с героями сериалов, хихикает над глупыми шутками юмористов… Вроде бы не смотрим — слушаем, занимаясь своими делами, но нет-нет, да и бросим взгляд на экран: что там происходит. Так происходит раз, другой, а потом прочно «приседаем» на какую-то передачу, сериал, шоу.

Рассвет развлекательных передач приходится на 1997−1999 годы, когда люди массово смотрят «Моя семья», «Поле чудес», «Принцип домино», «Окна», «Угадай мелодию», пишут в редакции письма, участвуют в программах… К 2003 году бум утихает, но

Реклама
появляется другая новинка: реалити-шоу. Первооткрывателями этого поприща стали передачи «За стеклом», «Последний герой», «Фабрика», «Дом». Основная идея любого реалити-шоу: показать поведение людей в экстремальных условиях, когда каждый преследует одну цель — выиграть главный приз.

Так, основной целью семей-участников телепроекта «Дом» было получение дома, строительством которого все они были заняты. Даже обладатель шикарного голоса Н. Басков, ведущий проекта, не мог усмирить накал страстей, который творился на площадке. Участники изворачивались, строили козни, практиковались в искусстве лжи, чтобы раз в неделю, на лобном месте выгнать одну из пар. Люди массово возмущались, кричали о безнравственности, нарушениях элементарных норм морали… но… Продолжали смотреть!

Реклама
Успех шоу был ошеломительный! Операторы сотовой связи получили неплохой куш от отправки абонентами смс в поддержку понравившейся пары; канал ТНТ — бесспорную популярность, бешеные сборы за рекламу в период эфира, Басков — скандальную известность.

Выиграли все. Оценив масштабы внимания аудитории к подобным шоу, телевизионщики, словно из рога изобилия, выпускают новые и новые проекты: «Голод», «Большой брат», многосерийные «Фабрики», «Последние герои»…

Весной 2004 года запускается проект «Дом 2». Правила несколько меняются: теперь участники должны не только построить дом, но и найти свою любовь. Ведущими на этот раз стали светская львица Ксения Собчак и мало кому тогда известная Ксения Бородина. Раз в неделю устраивается голосование, после которого один из участников должен будет уйти, а на следующий день на его место придет новый. Поначалу условия пребывания были действительно сложные: жили в бараках, работали на стройке, проводили конкурсы и жестокие посвящения, готовили из достаточно ограниченного набора продуктов, а алкоголь был запрещен вовсе! Поездкам в город и тем более домой всегда предшествовали долгие уговоры ведущих. Кстати, они тогда тоже отличались дисциплинированностью: обе всегда присутствовали на площадке, проводили «стройки», «тет-а-тет» и «лобные».

Реклама

Но чем большие обороты набирал проект, тем лояльнее становились условия. Участники переехали в благоустроенный дом, кроме того, появились «московские квартиры» (для состоявшихся пар и старых участников), «вип-домики» (для желающих впервые оказаться наедине); «стареньким» разрешили ездить в отпуск, гостить у родителей, приглашать друзей… Призы за победы во всевозможных конкурсах заметно «подорожали»: заграничные путевки, машины, квартиры (собственно, самоцель проекта!), большие денежные суммы… А вместе с материальными благами — высокие звания: «Хозяин Дом2», «Король/Королева Дом2»…

Но, пожалуй, самым главным для участников званием стал статус Звезда, они начали ездить на гастроли, писать книги, вести передачи, издавать журналы…

Реклама
Лица «стареньких» участников замелькали на плакатах, школьных дневниках, футболках, в рекламных блоках… Чуть только назревала усталость от шоу, зрителям подкидывали новую фишку: «поддержи Степана Меньщикова на смс-голосовании», «получи на мобильный фото сексуальной Алены Водонаевой», «закажи настольную игру «Дом», «выиграй футболку с Ольгой Бузовой», «скачай скандальное видео с Маем Абрикосовым», «участвуй в ночном смс-чате»… Шоу стало выходить в эфир три раза в день, а ночью — с ума сойти! — запустили повтор с самого начала, для «проморгавших-пропустивших-полюбивших»!..

Похоже, мировой кризис не страшен ни участникам, ни продюсерам! Доходы от присылаемых смс, миллионных закачек, продаж журналов и всевозможной символики, бешеных сборов за рекламу стали поистине кассовыми! А видя, какие дорогие подарки делают участники друг другу, какие бренды носят и куда ездят отдыхать, начинаешь сомневаться, что диктор в новостях сказал правду… И изо дня в день в девять часов вечера прилипают к экрану миллионы девчонок и тысячи молодых жен… Махнув на ворчащих родителей, цыкнув на недовольных мужей…

Реклама
Грамотно поставленное шоу так похоже на настоящую жизнь, что отрываться от экрана совсем не хочется!

Вот, наверное, и ответ на первый вопрос: когда закончится «Дом-2»? Шоу, затянувшееся словно «Санта-Барбара» и давно ушедшее от своей первоначальной идеи, закончится так же бесславно, как и сериал. Неожиданно, глупо и нелепо: пропадет интерес аудитории, упадут доходы. Как пошутили ребята из Камеди-клаб: участникам тупо вернут паспорта.

А пока… Страна смотрит. Осуждает, ругает, ненавидит… но смотрит! Можно, конечно, парировать, говоря об узости восприятия: мол, посмотрите на яркие конкурсы, красивые ухаживания, обратите внимание на типичные ошибки поведения в отношениях с коллективом, противоположным полом, соперниками… Только к чему это? Больше все равно останется грязи, пошлости, лицемерия, беспринципности, вульгарности и аморальности.

Реклама

Но тогда почему же «шоу продолжается» уже пятый год? Какими бы грамотными ни были режиссерские постановки, какими бы ловкими ни были ходы продюсера, нельзя заставить массы смотреть то, что им противно на протяжении стольких лет. Или наше поколение настолько отупело, что не замечает этого?

Психологи считают, что все намного глубже. Дело в тайном желании человека «подглядеть» жизнь другого, реалити-шоу как ничто другое даст это ощущение «замочной скважины». Некоторые врачи даже говорят о вуайеризме (болезненное пристрастие к подглядыванию). Может, это и перебор, но не нами сказано, что в каждом человеке есть что-то от Христа и что-то от свиньи. Можно, обращаться к первому, можно — ко второму. И то, и другое гарантирует массовый отклик. Ну, а на понижение — интеллектуальное и нравственное — играть, конечно, проще.

Вот и играют со зрителями… а включаться ли в игру — личное дело каждого.

Реклама