Наконец-то! Свершилось! Государственная дума России оценила жизнь погибшего в авиакатастрофе россиянина в 2 с лишним миллиона рублей. Цена жизни россиян, погибших при других обстоятельствах — сколько Бог федеральному судье на душу положит.
Надо сказать, что этот вопрос не остался без внимания ученого люда. Даже в Интернете нетрудно найти информацию по этому поводу. Правда, подавляющая ее часть носит «гуманитарный» характер — мол, человеческая жизнь бесценна, «божий дар», который никто не вправе отобрать, преступников нельзя казнить, только миловать
В таком случае, отчего же войны случаются? Ведь гибель хотя бы одного солдата — бесконечно большая потеря для страны. И с «божьим даром» не все в порядке. Противники смертной казни, небось, картошку едят и невдомек им, что для того, чтобы вырастить килограмм картошки, необходимо убить около 1000 колорадских жуков, «божьих созданий» с таким же «божьим» правом жизни, как и у них самих. Более того, колорадский жук никаких божьих заповедей не нарушал, а что картошку ест, так это ему Бог так определил. Куда хуже ситуация с преступником, заслужившим смертный приговор. По крайней мере, одну библейскую заповедь, «не убий», он нарушил.
На этом месте автор осознает, что он пытается что-то доказать с помощью логики, а она для верующего звук пустой, ибо «верую, ибо это нелепо», и возвращается на стезю научных рассуждений, надеясь на понимание людей, верующих в науку.
Большая часть взаимоотношений между людьми носит экономический характер.
Экономика определяет не только отношения «купи — продай», целесообразность производства того или иного товара, но и помощь больным (платная медицина), страховое дело, в том числе и страхование жизни людей. Денежные проблемы возникают и при определении справедливого возмещения семье работника, погибшего на производстве, солдата, сложившего голову в «горячей точке».
И здесь опять возникает вопрос о ценности человеческой жизни, но уже с экономической точки зрения.
Прежде всего, заметим, что экономика различает стоимость производства (себестоимость) и потребительскую стоимость.
Применительно к человеку, первая означает всю сумму расходов на рождение, воспитание, учебу
Что касается потребительской стоимости человека, то ее тоже нетрудно определить.
Выросший человек начинает работать, приносить пользу для общества, оцениваемую его зарплатой. При уже упомянутом среднедушевом доходе и полагая, что в среднестатистической семье имеется двое детей (по одному на каждого родителя) и стаже работы скажем в 35 лет, он за свою жизнь заработает около 4-х миллионов рублей. А поскольку он официально работает только 8 часов в сутки, а еще 8 часов занимается какими-то другими полезными делами (что-то делает по дому или просто занимается воспитанием детей), то увеличим полученную сумму до 6 млн. рублей.
Правда, примерно треть заработка уйдет на содержание самого работника (питание, жилье, одежда, лечение, пенсия
Конечно, это очень грубая оценка, но, тем не менее, эта сумма и должна служить ориентиром при определении цены жизни военнослужащего или работника погибших при «исполнении служебных обязанностей». Надо сказать, что Госдума России, определяя страховое возмещение за жизнь погибшего авиапассажира, исходила из близкой оценки в 80 тыс. долларов. В развитых странах общество примерно на эту цифру и ориентируется.
В странах бывшего СССР ситуация намного хуже. Так, на Украине страхуют некоторые профессиональные риски, например, риск медицинского лаборанта заразиться СПИДом. Но суммы таких страховок мизерны, эквивалентны нескольким тысячам долларов. Чуть лучше ситуация у шахтеров, есть даже горькая сентенция, что, мол, только после гибели кормильца шахтерская семья начинает жить по-человечески.