Соционика и психотипы: нужны ли они и зачем?

Реклама

О модном направлении по имени «соционика» ходит много легенд. Мнения о ней диаметрально противоположны — у нее есть и безусловные сторонники, и столь же безусловные противники. Первые порой начинают воспринимать мир исключительно сквозь соционическую призму; вторые утверждают, что это — антинаучная чушь и попытка втиснуть многообразие личностей в жесткие рамки 16 схем.

На мой взгляд, истина лежит посередине. Соционика не всесильна и не бессильна; она не единственная и непреложная истина, а удобная и практичная модель. Если относиться к ней именно как к модели, она может принести немалую пользу.

Что же описывает соционика, и действительно ли она пытается втиснуть личность в схему, называемую социотипом? Это отнюдь не так. Все многообразие личности, разумеется, ни в какую схему не вписывается. Задача соционики гораздо скромнее: описать, как именно люди воспринимают, обрабатывают и передают информацию.

Реклама

В этом смысле разделение людей на 16 типов скорее расширяет сознание, чем сужает. Людям свойственно предполагать, что все остальные воспринимают мир так же, как они сами. И открытие, что «аппарат обработки» информации у других устроен иначе, может немало их удивить.

Что же соционика называет «информацией»?

Давайте представим себе шкафчик с 4 полками. На верхней полке надпись «Взрослый», или «Творческая личность». Здесь лежат инструменты и материалы, помогающие человеку: а) понять свое предназначение; б) создавать что-то действительно стОящее; в) чувствовать себя уверенно и легко; г) ставить важные для себя цели и находить нужные средства для их реализации.

На второй полке надпись: «Родитель», «Критик», «Все, как у людей» или «Так надо». Здесь лежат другие инструменты — они помогают носить социальную маску, играть по правилам, критически воспринимать и оценивать происходящее и отбраковывать то, что кажется вредным или просто бесполезным.

Реклама

Это ценные качества, но за них приходится платить. В частности, повышенной чувствительностью к любой критике — ведь она может оказаться опасной! К тому же в этой области человек критикует себя сам за собственное несовершенство: вторая полка — область перфекционизма.

На третьей полке надписи: «Ребенок», «Мне нужна помощь», «Хочу учиться!». На ней лежат инструменты, позволяющие человеку ощутить себя ребенком — порой беспомощным, порой ласковым, порой любознательным. Здесь нужны забота, внимание, поддержка, а также хороший наставник; в отличие от верхней полки, близкой к небесам и черпающей вдохновение свыше, здесь он ничего особо ценного самостоятельно не сотворит. Гораздо проще научиться у мастеров своего дела, чем тратить огромное количество энергии ради достаточно скромного результата

Реклама

На нижней полке надписи: «Магический помощник», «Пойди туда, не знаю куда» или «Сам не знаю, как это у меня получается». Эта полка находится на земле, и с нее виднеется вход в подземный мир, таящий неведомые силы, которые приходят на помощь в нужную минуту и уходят неведомо куда.

Тех, кто пользуется инструментами по назначению, обычно называют «успешная, гармоничная, реализованная личность».

К сожалению, далеко не все знают, на какой полке что у них лежит. А если пытаться отверткой забивать гвозди, а молотком разбирать микроскоп, успеха и гармонии ожидать трудно.

И вот здесь-то соционика может прийти на помощь.

Карл Густав Юнг назвал содержимое полок «мышлением», «чувством», «интуицией» и «сенсорикой». Последние два названия в соционике так и остались, а «мышление» и «чувство» превратились в «логику» и «этику».

Реклама

Эти 4 инструмента у разных людей лежат на разных полках. У одних мышление находится на полке «Творчество, сила, созидательность», у других — на полке «Так положено», у третьих — на полке «Я маленький и беспомощный». Согласитесь, что это несколько разное мышление.

Например, тот, у кого мышление (логика) на верхней полке, не испытывает комплексов в этой области. Если его назовут чудаком с завиральными идеями, он только снисходительно усмехнется, как джазмен-виртуоз, которого укоряют за то, что он так и не выучил сонатину Клементи. Или почувствует азарт и с наслаждением ринется в словесный поединок.

Этика же у него лежит на полке с надписями: «Так положено» и «Не смейте меня критиковать — я сам этим занимаюсь». И если его упрекнут в бездушном отношении к людям, он воспримет это далеко не столь благостно. Вспышка ярости, ледяное молчание, смертельная обида ожидают того, кто неосторожно затронул больное место. Ведь он сказал: «У тебя все не так, как надо!»

Реклама

Уверенный, что другие реагируют точно так же, и будучи человеком добрым, он постарается обращаться с другими так, как он хочет, чтобы обращались с ним: не будет затрагивать щекотливую область межличностных отношений, зато спокойно позволит себе подшучивать над глупостью и непонятливостью собеседника. И до тех пор, пока он будет иметь дело с логиками, они прекрасно поймут друг друга.

Но если он встретит человека, у которого этика лежит на верхней полке, а логика — на второй, его ждет неприятная неожиданность. Собеседник крайне болезненно отреагирует на совершенно невинную, по мнению логика, фразу: «Ты этого просто не понимаешь», зато спокойно воспримет упреки в бесчувственности или несдержанности.

Реклама

Этик же, в свою очередь, будет возмущаться тем, что ему представляется сочетанием душевной черствости и непомерной чувствительности. Каждому будет казаться, что другой придает значение какой-то ерунде и не понимает, что на самом деле важно.

И если это родственники, супруги или сотрудники, они могут сильно осложнить друг другу жизнь.

Соционика поможет им понять, что и где лежит на полке другого. Ее язык достаточно прост: «Смотри: у него мысли лежат там, где у тебя чувства, — и наоборот. Когда ты говоришь, что он ничего не понимает, для него это все равно, что сказать тебе, что ты ничего не чувствуешь. Понятно?»

Такие карты, описывающие содержание чужих шкафчиков, очень полезны и способны сберечь массу времени и нервов.

Реклама

Разобраться в своем шкафу еще полезнее, ибо даже если мы уйдем в пустыню, себя мы все равно возьмем с собой. К сожалению, зачастую люди принимают полку «Так надо» за полку «Я могу», а карандаш цензора — за кисть художника. Воспитание весьма способствует этой путанице: с детства нас учат вести себя «как положено», учиться там, где престижно, и выбирать работу, где нас ждет социальное одобрение (выражаемое, в том числе, в денежном эквиваленте) и успешная карьера. Все это ценности второй полки, и внимание направляется на нее, в то время как первая полка — место истинной силы и таланта — остается в небрежении и покрывается плесенью, потому что никто не сказал вовремя ее владельцу: «Займись тем, что тебе по-настоящему интересно».

Реклама

Тем, кому повезло это услышать, соционика нужна гораздо меньше. Когда человек развивает свою первую полку, у него появляется естественный и органичный доступ к неисчерпаемым внутренним ресурсам, высокая самооценка и уверенность в себе, не имеющая ничего общего с заносчивостью и самодовольством, ибо это — уверенность в истинности своего Пути. Именно к такому человеку относится изречение, процитированное Наполеоном Хиллом: «Мы ценим розу за ее красоту, а не за то, что у нее нет шипов».

Соционика не поможет вашей розе расцвести. Она покажет, где находятся саженцы, которые расцветут при надлежащем уходе, а где вырастут лишь колючки, вполне пригодные для садовой ограды, но начисто лишенные бутонов, сколько их ни поливай. Почему у других получается? Потому что у них ЭТО лежит на полке с надписью «Розы». И если вы хотите у них чему-то научиться, учитесь выращивать свой собственный — единственный и неповторимый — розовый куст.

Реклама