Для меня главное — писать книги. Я могу делать, что угодно и как угодно хорошо или плохо, но если я не пишу, то все остальное — зряшные усилия. А иногда писать страшно (равно как страшно и не писать). И ты становишься этаким буридановым ослом, который не может двинуться ни в одну сторону, ни в другую.
Надо всего лишь принять решение, куда двигаться, и начать движение, потому что если ты стоишь, то уж точно никуда не придешь, а если двигаешься и даже вдруг поймешь, что «не туда», то достаточно будет лишь слегка изменить траекторию.
И вот вроде путь намечен, но ты не там, не идешь по нему, отлыниваешь. Возникают какие-то смутные страхи и неясные сомнения — что угодно, лишь бы отвлечь себя от работы. О чем эти страхи?
Я могу долго не садиться за книгу, которой сейчас занимаюсь, по таким «псевдострашным» причинам:
1. Я долго не писала — и скорее всего я уже позабыла некоторые нити сюжета, а вникать в это займет какое-то время;
2. Вникать в работу надо долго, значит, садиться надо не ради 1−2 часов, а на большее меня сейчас не хватит, поэтому стоит ли начинать…
3. Сейчас в сюжете такой момент, когда я решительно не уверена, что знаю, как продолжать повествование, — возможно, позже я буду представлять это лучше;
4. Мне просто лениво — пусть даже и сюжет я вспомню, и время выделю, и начну писать, но так тягомотно излагать слова, фразы и предложения по одному, последовательно. Почему я пишу медленнее, чем думаю?
И т.д. «Отмазок» от работы может быть очень много, все они могут быть очень разными и даже креативными, их всех объединяет лишь то, что они пустые. Вот куда как нельзя лучше относится пословица: «У страха глаза велики». Или другая: «Глаза пугают, а руки делают».
Действительно часто бывает страшно именно начать, продолжить или завершить то, что вы должны (сделать). И сам этап, поверьте, неважен! Важно понимать, что страх — это иллюзия, ментальный спецэффект. Да, он может «вырубить» человека на какое-то время, но он
Преодолевается страх очень просто: действием (которого вы так боитесь или избегаете, хотя и знаете, что его нужно совершить). И об этом все время — особенно если эта тема для вас актуальна — нужно напоминать себе: страх — это иллюзия, ментальное пугало, но мы-то не вороны, чтобы бояться пугал! Поэтому нужно идти вперед, к тому, что вы на самом деле хотите.
Как я преодолеваю страхи и сомнения, связанные с писательством? Да очень просто: через «не могу» или «не хочу» сажусь, перечитываю последние страницы и начинаю писать. Очень просто! Если совсем невмоготу, то говорю себе, что качество написанного сейчас не имеет решающего значения, я потом это подкорректирую, а сейчас важно просто писать. И знаете что — действуя так, я как правило пишу очень много, и письмо выходит легко, а после прочтения в другой день я вдруг вижу, что это вовсе не плохо оформленная и мало относящаяся к сюжету галиматья, а очень даже адекватный текст.
О чем это говорит? Это еще раз доказывает, что вчера я воспринимала себя, свои способности и возможности неадекватно, страхи и сомнения затуманили мой ум, а сегодня я выбралась на твердую почву веры в себя, уверенности и наслаждения от своей работы.
А потом, и в реальной жизни бывает, что мы попадаем в туман. При этом мы не останавливаемся и не перестаем идти, не теряем веру в свою способность ходить, а просто идем аккуратно и потихонечку, как получается, и через короткое время туман заканчивается, мы выходим на свет. Главное — помнить один из основополагающих, пожалуй, психологических законов, который гласит, что каждый человек в любой момент времени в любой ситуации действует наиболее правильным, оптимальным для него образом, так, как оно максимально хорошо может действовать именно сейчас