Жизнь у Дарины Марковны резко, фатально разделилась на До и После. Как она боролась за свою жизнь, как выживала, через что прошла — об этом можно написать большую книгу. Книгу горя, печали, преодолений, забытья и предательств. Невозможно вообразить, чтобы один человек вынес весь этот тяжкий груз.
После года пребывания в местной больнице, где врачи собирали ее по кусочкам, Минздрав СССР распорядился поместить Дарину в санаторий для тяжелобольных в Подмосковье. Лес, чистый воздух, тишина… Всего этого Дарина Марковна не видела, она не двигалась. Десять лет, долгих, вялотекущих лет, лет обычного человеческого расцвета для нее стали годами тяжких испытаний. Что помогало ей в эти годы? Муж давно жил с другой. Дочь воспитывали чужие люди, которые сказали ей, что мама в психушке. Ни-Ко-Го! Пустота… Зачем жить?
Стали появляться липкие мысли о суициде. Дарина несколько раз собирала ртуть из градусников, надеясь когда-нибудь отравиться этим ядом. И каждый раз кто-то ей мешал. Видимо, Богу было угодно, чтобы она прошла через все испытания. Именно в эти годы она начала сочинять стихи. Записывать их не было возможности, но у нее была феноменальная память. И сегодня, читая мне эти длинные стихотворения, Дарина помнит их без запинки, читает о своей жизни, о своей нелегкой судьбе. Складно и печально.
Она и из санатория пыталась хоть чем-то помочь дочери. Зная двенадцать языков, делала переводы с помощью магнитофона. К ней обращались часто и много, а рассчитывались продуктами. Кто-то привозил мешок сушеной рыбы, кто-то передавал ящик мандаринов. Все эти продовольственные богатства Дарина с посыльными отсылала дочери. Правда, до сих пор ее дочь так и живет вдали, ничем не помогая своей матери…
«Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Эти слова Константина Симонова могли бы стать пророческими для Дарины, но ее никто не ждал… Помогли дальние родственники из Болгарии, откуда она родом. Это именно они прислали в Волгоград через десять лет ее медицинского заточения материальную помощь в виде первых больших персональных компьютеров. Но это было позже. А в те санаторные годы к ней приехал дальний родственник-болгарин и привез «привет» от Ванги. Узнав о несчастье, родня тут же обратилась к прорицательнице. Ванга предсказала дальнейшую судьбу и подсказала, как Дарине встать на ноги в прямом и переносном смысле.
Наверное, это чудо. Чудо — после таких травм подняться, начать ходить, снова восстановиться практически полностью. Секрета своего Дарина Марковна мне так и не раскрыла. С помощью каких манипуляций и упражнений она снова стала ходить, я не знаю. Я знаю только одно — она ходит! И не просто ходит, а строгает, пилит, шьет и забивает гвозди. Моет весь подъезд совершенно бесплатно, потому что просто любит чистоту и порядок. Энергия в ней бурлит, несвойственная ее возрасту. Даже разговор у нее быстрый, торопливый. Как будто должна сказать что-то очень важное. Должна и боится не успеть…
Почему она вернулась в мой город в 1982 году? Это не ее родина, здесь ее никто не ждал, даже квартиру у нее давно конфисковали, считая умершей. Десять долгих лет. Она вернулась в никуда. Брежнев уже был на смертном одре, в стране неразбериха. По ее словам, она ничего не понимала — как жить? Где? И на что? Больная женщина на костылях. Почти год она прожила в гостинице, в самой темной комнате, куда по распоряжению местных властей ее поселили. За этот год она научилась обходиться без костылей и начала немного разбираться в ситуации.
Как только стали создаваться первые кооперативы, Дарине болгарские родственники и передали десять компьютеров. Вот тогда-то она и организовала свое первое дело — обучение на этих самых ПК всех желающих. Параллельно обучилась сама на них работать и создала первое в городе риэлторское бюро. Называлось оно тогда по-другому. Не было такого названия — риэлтор, были маклеры. Занимались они куплей-продажей, обменом недвижимости. У нее была сеть маклеров, и схемы обмена были просто гениальными. Удивительное дело, но услугами одного из ее подчиненных нашей семье в свое время пришлось воспользоваться. Как тесен мир!
Так, за несколько лет у нее появились две собственные квартиры в центре города. Одну из них она сдает за очень приличные деньги. На них и живет. Пенсию по инвалидности ей давно не платят — послали на переосвидетельствование. Дарина возмутилась и не пошла. Я хотела ей помочь в этом вопросе, она мне запретила. «Подачки не нужны, сама заработаю».
Сегодня Дарина Марковна живет очень активной жизнью. Вчера мне звонила с новым предложением. Хочет обратиться к властям, чтобы ей позволили в соседнем подвале открыть пункт добровольной сдачи ненужных вещей — от кастрюльки до одежды. Чтобы каждый нуждающийся мог придти и взять все необходимое.
Такие люди нигде не пропадут. Есть в ней какой-то внутренний стальной стержень. Глядя на нее, горжусь, что знакома с таким сильным человеком. Ее мудрость потрясает. Столько пережить — и не озлобиться на весь мир. К ней вернулся муж, теперь ему с ней удобно… Все семь жен после Дарины не смогли дать ему тот покой и уют, который теперь создает ему она. Он вернулся, и она… простила. Ее любимая фраза: «Мой дом всегда открыт для всех, в любое время дня и ночи». Открыт не только дом, но и сердце, и душа. Ее судьба — отличный урок всем нам, здоровым и молодым, всем тем, кто пугается малейших испытаний, впадает в депрессии.
Друзья мои, в ваш самый трудный час вспомните об этом человеке, и пусть ее преодоления дадут вам силу пройти свои испытания.
Будьте здоровы, Дарина Марковна! Живите долго!
Жизнь прожить — не поле перейти.