а) мне это нравилось с детства;
б) этим же занимались мои родители;
в) за компанию с друзьями;
д) в этот вуз мне было легче всего поступить;
е) так получилось — уж куда устроился, туда устроился.
Бывают еще и «редкие» варианты, но суть не в этом: все эти объяснения дают ответ на вопрос «как вы пришли в профессию», а не «как вы выбрали именно то, что выбрали». Ведь фразу «мне нравилось это с детства» или «уж куда устроился, туда устроился» могут произнести и доктор, и киллер, и математик, и биолог… Но вот почему нравилось именно ЭТО, и почему устроился именно ТУДА, а не куда-либо еще — тайна сия великая есть обычно для очень и очень многих.
Поэтому попытаемся приподнять завесу над тайными механизмами выбора людьми своего «дела жизни».
Итак, одной из причин выбора профессии может стать неудовлетворенная с детства насущная потребность. Такая потребность становится главной мотивацией, ведущей человека по жизни, и настоятельно стремится к реализации, к воплощению уже во взрослой жизни.
Так, неудовлетворенная потребность во внимании нередко приводит человека на сцену или же в класс в качестве преподавателя; потребность в том, чтобы наесться досыта, приводит в кулинарное училище многих детдомовских ребят, а потребность к безопасности и упорядоченности жизни приводит детей из неблагополучных семей к парадоксальному, с точки зрения окружающих, выбору работы в правоохранительных органах.
Следующая причина — это сублимация, перевод энергии либидо (сексуального влечения) на другой, социально приемлемый объект. Это не следует понимать буквально: мол, если женщина не удовлетворена сексуально, она пойдет в проститутки. Нет, этот механизм значительно более сложен. К примеру, такие профессии, как хирург, шахтер, охотник, рыбак, боксер — это удачная сублимация агрессии (а вот киллер — неудачная!).
У женщин есть дополнительный вариант сублимации по принципу «Не могу быть красавицей — буду умницей». Отсюда происходит миф о том, что все красавицы глупы — и это именно миф, поскольку на деле механизм совсем иной. Это не красотки — глупышки, а просто НЕкрасавицы имеют больше причин и больше (порой) желания развивать свой интеллект, чтобы компенсировать свою меньшую востребованность в традиционно женском смысле и перевести собственную значимость для общества из плоскости матримониальной в плоскость интеллектуальную.
Третья причина — фиксация на определенных травмирующих обстоятельствах. Так, нередко становятся докторами те люди, жизнь которым (либо их родным и близким) в свое время спасли врачи; бывает и наоборот, однако по тому же принципу фиксации: спасателями или докторами становятся ребята, родители или друзья которых в свое время погибли, и спасти их было некому.
Еще один вариант — это следование сценарным программам, заложенным в нас семьей или же обществом в целом. Такая программа принимается примерно в 50% случаев — то есть примерно половина человечества при выборе жизненного пути руководствуется не тремя вышеизложенными причинами, а принципами сценариев. Поэтому остановимся на них подробнее.
Наиболее общие сценарные программы — гендерные, или половые. Общеизвестно, что существуют профессии традиционно «женские» (воспитательница в детском саду, учитель младших классов, младший медперсонал в лечебном учреждении) и традиционно «мужские» (летчик-испытатель, мореплаватель, боксер); однако есть и те, где «состав актеров смешанный».
Остальные сценарии закладываются преимущественно уже не столько обществом, сколько семьей. Это своеобразные «жизненные планы», которые прививаются ребенку в возрасте 5−6 лет. Итак, каковы же эти семейные сценарные карьеры?
Первый сценарий традиционно предписывает ребенку прямое копирование родительского варианта карьерного поведения: в народе это называется «пойти по стопам».
Второй вариант — предопределенность в зависимости от очередности рождения. Первый ребенок традиционно успешно воплощает родительский сценарий. Второй, в особенности родившийся через 5−6 лет после первого, как правило, нарушает этот сценарий, идя путем противоположным («от противного») либо пытаясь найти собственный. Какими путями пойдут остальные дети — предсказать куда сложнее, так как к сценариям родителей зачастую примешиваются и сценарии братьев и сестер.
Третий вариант сценария зависим от пола ребенка. Воспитание девочки ведется обычно по сценарию мамы, мальчика же, особенно после 5−6 лет — по сценарию папы.
Четвертый вариант — воплощение в ребенке несбывшихся родительских надежд. Так, четырехлетнюю малышку отдает в балет или гимнастику мама, в прошлом сама занимавшаяся этим серьезно, но по каким-либо причинам бросившая это важное для нее дело. Либо же в определенный вуз изо всех сил тащит сына папа, в свое время не сумевший осуществить эту СВОЮ мечту (и забывая, что мечты его сына могут быть совсем другими)…
Пятый сценарий — напротив, направлен на подспудный, негласный запрет на превышение родительских карьерных достижений. С малых лет ребенку прямо или косвенно внушают, каким великим человеком является его отец (дед, дядя, бабушка — нужное подчеркнуть) с подтекстом «куда тебе до него!» Под влиянием этого сценария ребенок либо становится хроническим «непобедителем», либо идет в совершенно непривычную для семьи сферу деятельности — чтобы реализовать себя там, где «великие» предки не успели застить ему дорогу.
Следующий сценарный тип — воспитание вундеркинда. Родители все свои силы и потенциал (порой нешуточный!) бросают на «развитие» ребенка в одном определенном или же сразу во всех возможных направлениях. Иногда, если у ребенка имелись соответствующие природные задатки, у родителей «получается», и вундеркинд действительно некоторое время существует (однако, как правило, его «карьера» в качестве уникума заканчивается годам к 16−17). Если же задатков не было — ребенка искренне жаль, это — прямой путь в невроз.
И последний вариант пытается ограничить в возможностях и правах девочек: в рамках этого сценария им внушается мысль о том, что достижение женщиной больших карьерных высот приравнивается к потере ими женственности. То есть у девушек в сознании формируется альтернатива: либо ты успешна, либо ты — настоящая женщина. Многие «ведутся».
Несмотря на то что следовать сценариям легче, чем пробивать путь самостоятельно, задача взрослого человека — все же научиться жить автономно от сценария и «выбираться своей колеей». Некоторым это удается, но большинство идут проторенной дорожкой либо прерывают навязанные извне программы только под влиянием форс-мажорных обстоятельств.
Существуют еще и антисценарии — более или менее (чаще — менее) удачные попытки выйти из-под влияния навязанных стереотипов и пойти не просто другим путем, но в кардинально ином направлении (не всегда согласуя свой дух противоречия с реальными возможностями и склонностями).
Если же не «ломать стереотипы» и следовать программе неукоснительно, то следует учесть, что, конечно, сценарий может идеально вписаться в личностные особенности человека, однако может и не вписаться (что происходит гораздо чаще), и всю жизнь такой человек будет не на своем месте и делать не свое дело. Именно поэтому нужно уметь тщательно анализировать и не бояться разобраться в себе: чем же на самом деле вызван именно такой мой выбор, действительно ли это «мое» и правда ли, что, занимаясь воплощением именно этого жизненного плана, я смогу максимально реализовать себя как личность.
Желаю всем в этом успехов!