За чем Алиса летит в Ирем Зат аль Имад на ковре-самолете? За нон-стоп инсайтом

Реклама

Ох, и коварный же это проект — новогодний конкурс «Сказка нон-стоп». С одной стороны — графомания чистой воды. Ни дня без строчки, ибо «взялся за гуж — не говори, что не дюж». В итоге, на выходе — литературный продукт, да. Но весьма и весьма, к сожалению, сомнительного качества.

С другой стороны, если хорошенько поискать плюсы, то относительную пользу от участия все же можно «нащупать». Упражнения с фантазией, например, оттачивание слога, эксперименты со стилем и так далее. Все это должно бы пригодиться в качестве литературных тренировок.

Вот только полезность этой второй стороны слишком уж эфемерна. Зависит, в основном, от двух переменных:

а) настроения соавторов-сказочников (работающих в режиме онлайн и, по большей части, в знаменитом творческом союзе а-ля «лебедь, рак и щука»);

Реклама

б) от наличия собственного свободного времени (или, вернее, его отсутствия в тот самый момент, когда по сюжету как раз требуется оперативное вмешательство).

В соотношении «вред-польза», как ни крути, как ни оправдывай себя и других (если конкурс идет, значит это кому-то нужно), а процентная доля с условной маркировкой «графомания» все равно перевешивает. Пишешь-пишешь и одновременно понимаешь, что пишешь… хммм… в никуда. «Фтопку». А если так, то зачем же писать? Зачем тратить драгоценное время? И так кругом предновогодняя суета, деловой напряг, спешка, недосыпы, «неуспевы»…

Честно говоря, я даже с облегчением вздохнула, когда первая часть конкурсной литистории закончилась. Проанализировала — ужаснулась: ни много, ни мало, а объем жуткосказочного чтива (будем честными) составил почти семьдесят тысяч знаков без пробелов. Столько за две с хвостиком недели авторы взяли, да и выдали на-гора — выложили на чистый лист сказочного блога. Тысячи, тысячи знаков неэффективной, бесполезной работы! Ай-ай-ай! Из них лично я «намолотила» почти семнадцать тысяч знаков (четверть всего написанного!). Ну, думаю, на этом — все. Побаловались — хватит. Ставлю точку. Пора вплотную заняться работой, таймингом и оптимизацией предновогоднего времени…

Реклама

Не тут-то было. В хвост первой нон-стоп сказки почти мгновенно пристроился ее же нон-стоп сиквел. И (надо же!) я опять там, в конкурсном блоге. И прочие авторы тоже. Вы спросите — почему? Ну… Во-первых, человек — существо в высшей степени иррациональное. Эмоции рулят. Во-вторых, как ни парадоксально, но реальная польза от участия в новогоднем проекте, оказывается, есть. И, нет, это вовсе не приз — тривиальная награда за азарт. Это нечто большее.

Во время размышлений о поворотах сказочного сюжета, о характерах персонажей, о динамике действий и противодействий героев, о «начинках» и «наполнителях» для конкретных сцен, параллельно происходит некий дополнительный мыслительный процесс. Процесс отвлеченный, вовсе не связанный с основной темой размышлений. И вот он-то, в свою очередь, нередко венчается моментами, которые психологи называют емким термином «инсайт».

Реклама

Инсайт (insight) — это вспышка, внезапное озарение, догадка. С одной стороны. С другой — проницательность, проникновение в суть. Понятие инстайта — одно из опорных в гештальтпсихологии. Им пользуются и в психоанализе, и в когнитивной психологии и в небихевиористических практиках, и… Да где только его сейчас не применяют! И в маркетинге, и в политике, и в науке, и даже в религии. Инсайт — это «Эврика!», внезапно пришедшее четкое понимание проблемы или неожиданно свалившееся верное решение.

Поразительно, но за три недели работы над сказкой я «вспыхивала» бесчисленное количество раз. Что это — случайные совпадения или закономерность? Отчасти и то, и другое. Хотя, закономерности здесь, вероятно, больше.

Реклама

Отвлекаясь от основных дел, переключаясь на совершенно противоположное занятие (сказку), я даю собственному сознанию возможность рассосредоточиться, отдохнуть, расслабиться, «отвисеться». А фрейдистское бессознательное в то же самое время продолжает неустанно трудиться. А может быть, именно в этот момент вершится загадочный коммуникативный процесс с юнговским коллективным бессознательным — то самое подключение к Общему Разуму?

Кто знает… Да и зачем это знать? Главное, что каждый «подход к сказочному станку» почти всегда заканчивается инсайтом. Со временем, по возвращении к основным делам. И чем больше «подходов», тем больше инсайта. Чем больше инсайта, тем эффективнее основная работа, никак не связанная с нон-стоп проектом. И что это, если не реальная польза от участия в конкурсе?

Еще примеры инсайта? Пожалуйста! Прочтите посты «К чему приводит участие в нон-стоп сказках» и «Как приходят герои сказок» в блоге Алены Прохоровой, и вы узнаете, как персонажи конкурсной истории волшебным образом материализуются, переходят из виртуальной реальности в реальность самую настоящую. Инсайт чистой воды!

Реклама