Эффект Маугли, эффект Вудду и эффект госпитализма: что это и в чём их сходство?

Реклама

Как говорил Аристотель: «Человек — общественное животное». Человек не может стать таковым вне общества, без общества, в отрыве от общества. Человек развивается духовно, интеллектуально, психически только в окружении себе подобных.

Что же происходит, когда он лишён возможности быть в обществе, быть среди людей? Сейчас я расскажу вам о трёх, казалось бы, разных, но в то же время схожих психологических эффектах. Все они отражают суть психического становления человека либо в отрыве от общества, либо в недостатке социального воздействия.

1. Эффект Вудду. Он получил своё название от фамилии американского социолога, впервые обнаружившего данный эффект. Учёный в течение многих лет занимался исследованием социального, культурного уровня развития различных племён, не пользующихся благами цивилизации (электричеством, СМИ

Реклама
и т. д.)
Социолог выяснил, что самым страшным наказанием в племенах подобного рода является изгнание из племени. Провинившегося человека не преследуют, не умерщвляют, а просто изгоняют, то есть он подвергается всеобщему осуждению соплеменников.

Казалось бы, ну выгнали из одного племени, можно к другому прибиться, можно прожить в одиночестве, охотой, рыбалкой и собирательством добывая пропитание, так нет же! Буквально через 3−7 дней изгнанники погибали. Погибали не от голода, не от холода, а от непереносимого чувства одиночества. Симптомы были такими же, как после сильнейшего шока, стресса.
Для изгоя племя являлось единственным окружением, в котором он мог стать личностью, остальной мир был сравним в понятии изгнанника с иной планетой: чужой язык, незнакомые традиции, обычаи, культура.

Реклама

2. Эффект госпитализма. Суть его состоит в том, что в детских домах, в приютах, в больницах младенцы (дети в возрасте до годика) умирали без всякой причины. На самом деле, причина, конечно, была — нехватка общения, внимания, ласки, нежности, эмоционального тепла, любви. Представьте себе, в группе 20 брошенных младенцев — отказников, с ними две или три нянечки. Малышей надо покормить, обстирать не 1 раз в сутки, погулять с ними. Понятно, что на общение, ласку у нянечек не остаётся сил или же каждому ребёнку уделяется слишком мало простого человеческого тепла. Такой недостаток эмоциональной близости и губит некоторых детей; и снова симптомы сходны с шоком, сильнейшим стрессом.

Реклама

3. Эффект Маугли. Каждый читал в детстве замечательную книгу про Маугли. Все мы верили и даже не ставили под сомнение то, что в окружении животных мог вырасти такой умный, добрый, чуткий мальчик. А ведь со временем нам становилось ясно, что это невозможно. Согласитесь, ребёнок, никогда не слышавший человеческой речи, возможно, не видевший людей, не взаимодействующий с ними, не научится ни ходить, как они, ни говорить ни на одном языке, у него не разовьются навыки гигиены, моральные ценности. Ребёнок, злой волею судьбы оказавшийся вне общества, воспитываемый «семьёй» животных, будет сродни именно своим «воспитателям», но не людям. Он будет бегать на четвереньках, рычать, лаять или мяукать, лазать по деревьям, охотиться при помощи когтей, зубов и скорости «лап». Если такой Маугли попадёт в человеческую среду, то успешность его очеловечивания (социализации) будет напрямую зависеть от возраста «встречи с людьми». Иными словами, трёхлетнего малыша, воспитанного, например, волчицей, можно ещё научить ходить, говорить и т. п., но вот уже 14-летнего подростка — практически, а то и вовсе невозможно: он станет рвать на себе одежду, не примет от людей еду, будет агрессивен.

Итак, мы видим, что без общества человек либо погибает, либо уподобляется животному.

Реклама