Будучи грудничком, ребенок привыкает, что по первому зову мама подбегает к нему и делает все, чтобы ему было комфортно, исполняет все желания без отказа. Несмотря на то, что желания в этот период у него незамысловатые, малыш программирует в своей головке, что мама оказывается тут как тут по первому же призыву.
Круг желаний с возрастом увеличивается, а вот программа остается та же, и мама уже не в силах, да и не вправе выполнять все его требования, потому что карапуз встал на ноги и теперь подвержен опасностям со всех сторон.
На первом году жизни ребенок не способен выразить свое недовольство иначе, кроме как замахом на маму, бабушку или ударом. Не стоит ругать его за это и уж тем более отвечать тем же. Ваше дите пока еще не может привыкнуть к новым законам: почему мама так резко изменилась, почему теперь все нельзя, почему она не бросается к тебе по первому крику. Ежедневным разумным запретом и спокойно объясняя, почему же все-таки нельзя, вы достигнете результата.
У ребенка увеличились возможности, а значит — увеличился спектр действий. Он уже не беспомощный грудничок, а встающий на ноги человек.
На втором году жизни активность ребенка возрастает, он становится более независимым, вы часто слышите от него фразу «Я сам!» — это уже второй этап желания отстаивать свои права перед родителями.
К трем годам желание «Я сам» (кризис «трехлеток») обостряется, теперь нужно четко следить за ребенком и дифференцировать, что можно позволять делать самому, а что нет.
Особенно важно следить за поведением, когда он начинает взаимодействовать с окружающими его детьми: первые прогулки во дворе, первые дни в саду
В этот период конфликты между детьми чаще всего возникают по причине желания обладать той или иной вещью, находящейся в руках другого ребенка, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте главным образом зависит от реакции родителей и их отношения к тем или иным формам поведения.
Если родители и воспитатели относятся чрезмерно нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности — нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии. А если родители прощают ребенку агрессивное поведение по отношению к другим детям и даже сами ведут себя агрессивно в обществе на глазах у своего малыша, хорошего можно не ждать.
Ведь в этом возрасте малыш открывает в себе массу новых возможностей и в то же время сталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей.
Переживая конфликт между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок невольно ощущает сильнейшее ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий и изоляции.
Психологи указывают на существование феномена «перенесения», который в три-четыре года является одним из обычных проявлений агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Например, на младшего брата или сестренку, на игрушки, на детей в саду или на детской площадке. Ребенок не может взять верх над матерью и отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ему уже привито чувство уважения к родителям и навыки послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний.
Сам же малыш, по мнению психологов, к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, даже таких как лишение сладостей и игрушек, вербальные внушения и повышенный тон.
К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена ее форм: частота просто физического нападения уменьшается за счет освоения более «социализированных» форм (оскорбление, борьба).
Каждый психологический переходный возраст очень важен, в дошкольном возрасте — это кризисные три года. На них приходятся самые серьезные приступы агрессии.