Однако когда-то участь тела была иной.
В древнем Египте считалось, что телом управляют те же законы, на основе которых была создана Вселенная. Человек был подобием космоса, человеческое тело — храмом, архитектура которого позволяла проникнуть в тайны мироздания. Древнеегипетские жрецы считали, что в строении тела заключены все формы и законы, присущие астрономии, географии, музыке, математике, архитектуре, магии, целительству и искусству. Тело прославлялось как Храм Знания. Каждый его орган был отражением одного из божественных принципов и посвящен одному из богов. Здоровье считалось признаком высокого духовного уровня.
Тело в искусстве древней Греции в
Восточные культуры развивали практики дыхания и упражнения йоги, чтобы сделать тело более совершенным и мудрым. В буддистском искусстве и практиках подчеркивается уравновешенность и перенесение центра тяжести в центр живота. Считается, что человек, сконцентрировав внимание в этой точке, обретает способность ощущать силы Бытия, которые поддерживают его, защищают и трансформируют. Если вы концентрируете внимание на солнечном сплетении, ваше тело расслабляется, с него снимается обычное напряжение, и вы способны совершать обычные действия легче и эффективнее. Для практикующего
Подобное отношение к телу оставалось для западной цивилизации тайной за семью печатями вплоть до 20 столетия. И одним из первых, приоткрывших покров этой тайны, был инженер, мастер дзюдо, целитель и психотерапевт Моше Фельденкрайц.
В юности он заинтересовался восточными единоборствами только с целью научиться самообороне без оружия. Освоив джиуджитсу, в 1929 году он написал книгу «Джиуджитсу и самооборона». Позже он познакомился с основателем современного дзюдо Игоро Кано и стал одним из первых обладателей черного пояса в Европе. Создав клуб дзюдо, Фельденкрайц стал преподавать в нем и написал несколько учебников.
Через некоторое время ухудшилось состояние его колена — результат давней спортивной травмы. Хирурги отказались делать операцию, и Моше решил восстановить здоровье сам. Электротехник, математик и физик, окончивший Сорбонну и работавший в лаборатории самого Жолио-Кюри, он решительно изменил свою жизнь, приступив к изучению анатомии, биомеханики, моделей поведения и функций движения. Наблюдая за своим коленом, он научился использовать его по-новому, чтобы передвигаться легко и безболезненно. Это самонаблюдение легло в основу книги «Тело и зрелость в поведении», положившей начало новому направлению как в гимнастике, так и в функциональной реабилитации.
Это новое направление Фельденкрайц назвал
Фельденкрайц обнаружил, что раскрепощение тела одновременно раскрепощает заблокированные клетки мозга. Это достигается с помощью мельчайших и незаметных движений, постепенно освобождающих нервную систему. А когда двигательные нейроны «разблокированы», появляется величайшая свобода движений и соответствующее освобождение мыслей, чувств и ощущений.
У каждого из нас образ собственного тела закодирован в мозговых клетках. Ученые называют этот образ «гомункулусом». Он сильно отличается от реального тела, поскольку включает лишь область сознательных действий. Так, у младенца большую часть этого образа занимают губы и рот, а конечности и туловище выглядят как тонкие линии. Когда ребенок учится ходить, линии ног становятся все шире и объемнее, когда он учится писать — появляется новая область, связанная с большими пальцами (причем у правшей область правого пальца значительно больше области левого). У музыкантов области других пальцев тоже увеличиваются. У певцов и ораторов увеличены области, связанные с дыханием, языком и ртом.
Фельденкрайц пришел к выводу, что «гомункулус» значительно меньше реальных возможностей человека и по большей части ограничивается рядом стандартных действий, необходимых для успешного функционирования личности как члена социума.
Предоставим слово ему самому:
«Современное общество довольствуется минимальным развитием индивида. Развитие потенциальных способностей прекращается в раннем отрочестве, поскольку общество требует, чтобы молодое поколение как можно скорее превращалось в полезных членов общества. Таким образом, индивиды начинают отождествлять себя со своей ценностью для общества. Это похоже на попытку засунуть колышек квадратного сечения в круглое отверстие: индивид стремится сгладить, стереть свои биологические особенности, отчуждая себя от своих внутренних потребностей. Он засовывает себя в это круглое отверстие, он уже активно хочет ему соответствовать, потому что, если ему это не удастся, снизится его ценность в собственных глазах… Только необычный человек будет совершенствовать образ себя, реализуя свои потенциальные возможности»
Нам приходится дорого платить за стремление любой ценой добиться общественного признания и похвалы. Пытаясь вставить квадратный колышек в кругло отверстие, мы все больше забываем как о своей уникальности, так и о потребностях собственного тела. И наши движения становятся такими же ограниченными, ригидными и кованными, как и наши мысли и чувства.
Фельденкрайц был одним из первых рыцарей, вступивших в схватку с драконом унификации и стандартизации, держащем в плену разум, тело и способности человека. Вслед за своим предшественником Маттиасом Александером он пробил брешь в стене, много веков разделявшей тело и сознание. И вслед за ним в этой схватке приняли участие его последователи и ученики.
«Когда группе семилетних детей дают команду: „Грудь вперед, живот втянуть, шагом марш!“ — эта команда отзывается эхом во всей их дальнейшей жизни. Эту команду они слышат потом снова и снова — какими бы словами она не была выражена. Эффект от этой команды постепенно накапливается, воздействует все сильнее, создавая целые страны и народы людей, которых больше всего пугает мысль о сопротивлении и отказе подчиняться команде. Пора изменить саму команду, позволив семилетним и семидесятилетним шагать не в ногу, а в гармонии с ритмами собственного тела».
Эти слова принадлежат одной из последовательниц и сотрудниц Фельденкрайца — философу, психологу, культурологу и автору множества инновационных методик в