Миф первый. Психолог как священник. Если учесть, что в течение многих столетий люди изливали душу, каялись, исповедовались именно священнику, то происхождение этого мифа становится очевидным. Вот и сейчас кто-то может пойти к психологу в надежде быть выслушанным, прощённым, понятым. Психолог для таких людей является святым, непогрешимым человеком, а его рабочее место — храмом доброты, прощения. В принципе, такая точка зрения на деятельность психолога имеет право на существование. В подтверждение тому, в последние годы начала развиваться христианская, православная психология, сочетающая в себе духовность священника и профессионализм учёного-психолога.
Миф второй. Психолог — колдун, волшебник, шаман. Происхождение этого мифа тоже понятно без слов, ведь к кому, как не к астрологам, колдунам, волхвам обращались люди в древности за мудрым советом и поддержкой. Вот и сейчас на психолога кто-то возлагает надежды, что он одним словом, одним советом, «взмахом волшебной палочки» решит проблему. Такие ожидания бывают напрасны.
Миф третий — философский. Клиент видит в психологе всеведающего мудреца, умнейшего, начитанного, образованного человека.
Миф четвёртый — кармический (от слова «карма»), астрологический. Он схож с двумя предыдущими. Клиент с таким представлением о работе психолога приходит к специалисту с жалобами: «Карта не так легла!», «Звёзды и планеты неправильно расположились!», «Не судьба мне решить эту проблему!», «Меня преследует злой рок!»
Миф пятый — медицинский. Человек приходит к психологу как на приём к врачу, в общении со специалистом употребляет медицинские термины, называет и считает себя нездоровым, больным, нуждающимся в лечении. В каком-то смысле психолог — тоже врач — врач души, но… в этом случае большую часть ответственности за «исцеление» берёт на себя сам клиент.
Миф шестой — адекватный. Это и не миф вообще, потому что человек, идя на приём к психологу, твёрдо знает, чего можно ожидать, готов принимать активное участие в помощи себе. Такой клиент может прямо говорить: «У меня проблема!», «У меня фобия, депрессия, стресс…».
Как бы клиент ни относился к работе психолога, последний должен по возможности подстроиться под представления своего клиента о нём, соответствовать этим представлениям, говорить «на языке клиента» и в то же время постепенно, ненавязчиво, но упорно помогать ему (клиенту) достичь большей адекватности понимания деятельности психолога. Иными словами, желательно, чтобы человек, вначале воспринимавший психолога как волшебника, мага, колдуна, стал воспринимать его именно как специалиста, профессионала, учёного-психолога.