Почему незрячие люди не решаются пользоваться тростью?

Реклама

В настоящее время известно несколько способов передвижения незрячих людей по улице.

1. Самый распространённый способ, когда незрячий ходит с сопровождающим. В роли такового может выступать родственник, чаще всего близкий друг, социальный работник или человек, специально нанятый по объявлению за отдельную плату. Преимуществ и недостатков хождения с сопровождающим коснёмся в следующей статье.

2. Хождение с собакой-поводырём или, как её ещё называют, собакой-проводником. У этого способа также имеется ряд недостатков, причём ряд более длинный, чем у способа номер «1».

3. Хождение «без ничего», то есть и без сопровождающего, и без собаки, и без трости. Таким способом пользуются зачастую: 1) люди, потерявшие зрение в молодости или зрелости и хорошо помнящие местность, город, район; 2) молодёжь (17−25 лет, особенно девушки), которые сильно стесняются своей слепоты и не желают демонстрировать её наличие. Хождение «без ничего» отнюдь не безопасно, но… об этом в других публикациях!

Реклама

4. Использование всевозможных современных средств навигации: gprs-навигаторы, спутниковые системы, специальные gprs-приёмники, навигаторы, встроенные в сотовые телефоны, говорящие компасы, ультразвуковые маяки и так далее. Большинство из названных технических устройств либо недоступно по цене и по русификации для незрячих россиян, либо их точность и надёжность столь мала, что о широком применении даже говорить нет смысла.

5. И, наконец, хождение с тростью, а то и с двумя тростями. Вот о последнем способе и пойдёт далее речь!

Позвольте мне, дорогие читатели, приводить поочерёдно по одному достоинству и недостатку хождения с тростью.

Очевидное достоинство, хотя, может, для кого-то и не очевидное — самостоятельность, независимость. Представьте себе, незрячий человек идёт куда и когда ему надо, никого не просит проводить, не зависит от времени, желания, настроения членов семьи, друзей

Реклама
и т. д.

Но это достоинство легко можно обратить в недостаток. Ведь если незрячий идёт с сопровождающим, то он: 1) не будет волноваться о том, что вдруг заблудится, вдруг опоздает, вдруг вообще не найдёт место назначения; 2) не будет беспокоиться о том, чтобы просить помощи у посторонних людей, просить перевести через дорогу, ибо всё это прекрасно сделает сопровождающий.

Ещё одно: собака-поводырь подходит далеко не каждому — она требует хлопот по выгуливанию и питанию, прививкам и другим услугам ветеринара, да и жилищные условия могут не позволить держать в квартире довольно массивную животину. Кто-то просто не любит собак, у кого-то на них аллергия. Трость, сами понимаете, есть не просит, не болеет и места мало занимает.

Реклама

Всему надо учиться, так надо учиться и с тростью ходить. Овладение этими столь нужными навыками может занять немало времени — здесь всё зависит от того, кто обучает незрячего человека хождению с тростью. Обучается ли он в специализированных реабилитационных центрах (от месяца до 2,5 месяцев), овладевает ли он навыками сам, методом проб и ошибок, учит ли его знакомый незрячий, мастерски пользующийся тростью, а, быть может, зрячий родственник помогает запоминать маршруты и осваивать местность.

Не знаю, будет ли интересен сей факт, но ваша покорная слуга как раз овладевает тростью с помощью зрячих родственников. Это не всегда эффективно, но… другого выхода нет.

Как одежду нужно подбирать по удобству и по размеру, так и трость подбирается по росту и удобству. От хорошей трости не должна уставать рука, нужно, чтобы она (трость) доставала человеку до грудной клетки, отвечала критериям лёгкости и прочности.

Реклама

Достоинством, на мой взгляд, является и то, что трость служит как бы символом, знаком того, что человек не видит. Это следует учитывать водителям и прохожим. Таким образом, человек спасает себя от постоянных объяснений своей ситуации, хотя не могу не отметить, что есть люди, не осведомлённые о символичности трости, особенно это дети и молодёжь.

Ну, а если незрячий идёт «без ничего» или с сопровождающим, то о его недуге догадаться достаточно сложно, и отношение будет уже совсем иным.

В одной из предыдущих статей данного цикла я уже говорила о том, что, когда незрячий приходит куда-либо с сопровождающим, то люди, незнакомые с первым лично, обращаются именно к сопровождающему: говорят с ним, смотрят на него. К человеку же, пришедшему самостоятельно с тростью, опять-таки будет особое отношение. «Вот, он пришёл сам, его нужно уважать».

Реклама

В этом случае велика вероятность того, что на работу быстрее примут более самостоятельного человека, а пришедшего с кем-то «за ручку» не возьмут. Зачем работодателю лишняя головная боль: вдруг некому будет водить незрячего, вдруг надо будет работать не на постоянном месте, а он не сможет ходить один… ну, в общем, вы уловили ход моих суждений.

Конечно, ходить с тростью — огромное напряжение, физическое и, главное, психологическое. Это отнимает много сил и энергии, но счастье от ощущения реальной свободы, самостоятельности перекрывает всё остальное. С собакой или сопровождающим незрячий может идти расслабленно, спокойно, мечтать, разговаривать. Выбор за самим незрячим, что ему больше по душе.

Реклама

Теперь кратко отвечу на вопрос, поставленный в заглавии статьи. Почему же человек, лишённый зрения, не решается, боится брать в руки трость и пользоваться ей?

Причина 1. Страх открыто заявить о своей слепоте, выглядеть калекой, инвалидом, приковывающим к себе внимание и взгляды.
Причина 2. Нежелание учиться хождению с тростью, боязнь трудностей.
Причина 3. Незнание о возможностях, которые может дать пользование тростью.
Причина 4. Неумение, боязнь или нежелание вступать в контакт с незнакомыми людьми, просить их об оказании каких-либо услуг, стремление, чтобы об этом беспокоились близкие люди.
Причина 5. Боязнь опаздывать, блуждать, выглядеть глупо или смешно.
Причина 6. Порой незрячий человек не задумывается о будущем, не планирует жить отдельно от семьи, считает, что всегда найдутся те, кто будет готов сопроводить его.

Я ни в коем случае не осуждаю такую позицию, ибо придерживалась её до недавнего времени.

Реклама