Я неспроста упомянула именно эти два момента, ибо дальнейшее изложение имеет с ними некоторое соприкосновение. Мы размышляли о трудностях, недоразумениях, возникающих при общении с незрячим человеком. Не пора ли побеседовать о трудностях слепоты «наоборот», то есть возникающих у самого незрячего при контакте со «здоровым» окружением?
Вообразим ситуацию: трёхлетние малыши смотрят мультфильм. Среди них есть один незрячий ребенок. В мультфильме очень мало слов, только жесты, движения, мимика, красочные картинки, как, например, в «Томе и Джерри». Детки смеются, им весело, и только слепой малыш не понимает: что там смешного…
Хорошо, если с ним рядом находится неравнодушный, грамотный, тактичный взрослый, способный и готовый объяснять этому ребёнку на доступном детском языке действия, происходящие на экране. А то ведь ясно, что не всякий малыш сможет сказать: «Мне не интересно, не смешно, я не знаю, что там в телевизоре показывают, расскажи, пожалуйста!» Да и далеко не каждый взрослый может быть в таких случаях хорошим комментатором. Он может рассудить так: «Ой, это не объяснишь, это надо только видеть, я не сумею доступно рассказать!» Кстати, с вашей покорной слугой всё было зачастую в точности по написанному.
Или, допустим, спрашивает незрячий подросток, краснея и смущаясь, у сверстников (друзей, одноклассников): «А как выглядит этот артист? А что вы там на фотографиях рассматриваете? А что вы там смешного увидели?» И, конечно, ему не очень приятно слышать ответы типа: «Ну так, обычный человек! Да ничего, просто лица на фоне такой-то местности! Да так, ты это не поймёшь!»
Эти ответы ни в коей мере не значат, что отвечающие не хотят незрячему давать какие-либо объяснения, не хотят с ним общаться, дружить. Это говорит лишь о незнании, непонимании и нежелании понять, что незрячему важно, нужно и интересно всё то, что занимает умы его «глазастых» сверстников.
Часто человек, лишённый зрения, уже будучи в молодом и зрелом возрасте не идёт в кино, в театр, даже просто не смотрит фильм с семьёй и друзьями только потому, что во-первых, рядом нет хорошего комментатора, которого и просить не надо, сам всё тихо доступно разъяснит, а во-вторых, очень не хочется выглядеть глупо, неловко, не зная всего, что происходит на экране (на сцене).
Вы, дорогие мои читатели, не подумайте, будто я придерживаюсь мнения, что незрячий человек не способен уловить сюжет фильма, спектакля. Конечно, способен, пусть не всегда, пусть не на сто процентов, но всё же… Единственное, что стоит отметить: в последнее время появляется больше и больше кинофильмов, юмористических передач, которые надо именно СМОТРЕТЬ! Без зрительного
Опишем другую ситуацию, связанную с преодолением трудностей при приветствии. Представьте себе, вы — незрячий мужчина, пришли по своей надобности к какому-нибудь чиновнику в кабинет. Вы, как настоящий джентльмен, готовы протянуть руку для приветственного жеста, подобающего для нашей культуры, но чиновник-то руку в ответ протягивать и не собирается! Нелепая ситуация, не так ли?
Или, допустим, иду я, незрячая девушка, и тут на бегу мне кто-то кричит: «Привет!» Причём я чаще всего просто не успеваю понять, кто это крикнул и мне ли вообще! Я вдогонку говорю своё «привет», но человека, поздоровавшегося со мной, и след простыл!
И ещё ситуация: пошла группа молодёжи на вечеринку, все танцуют, веселятся. Наберётся ли смелости незрячий участник этой группы, не стесняясь, спрашивать: как нужно танцевать, чтобы попасть в общий ритм, как вовремя поднять бокал с вином или шампанским… Казалось бы, я говорю о пустяках, но это только кажется! То, что для зрячего пустяк, обыденность, для незрячего оборачивается конфузом, абсурдом, а иногда и разрывом отношений.
При чём тут разрыв отношений? Да притом, что с вашей покорной слугой одна хорошая знакомая перестала общаться из-за того, что я не успевала отвечать на её приветствия и не здоровалась первая, ибо не знала, что она уже пришла на занятия в институт.
Я описала, разумеется, не все возможные трудности, а лишь те, что сумела припомнить, и те, которые смогла обозначить, облечь в конкретные слова. Но, несмотря на указанные коммуникативные препятствия, люди, лишённые зрения, стремятся к полноценному общению, приобретают опыт, необходимый для «строительства» корректных взаимоотношений с окружающими.