Самыми универсальными плюсами являются комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.
Комплимент
Разговоры о комплиментах приобретают все большую популярность, и мнения о том, как их делать, существенно разнятся. Одни исходят из того, что это лестное выражение и призывают не стесняться льстить, вторые предлагают немного преувеличить достоинства восхваляемого, третьи выступают за небольшое преувеличение достоинств, которые человек желает видеть у себя, четвертые настаивают на том, что говорить нужно о тех, которые реально имеются и к тому же значимы для человека, которому адресуется комплимент.
Последнее мнение представляется наиболее надежным, особенно, если собеседник осознает значимость высказываемой похвалы, а вам озвучиваемое действительно нравится. И тут надо не спешить следовать распространенным советам комплиментарно выражаться по поводу обстановки. А вдруг человек подумывает о ремонте? И кофточка секретарши — не предмет для восхищения, скорее, насколько она идет даме. И только констатации ума мало — здесь требуется аргументация хотя бы на уровне примера.
С предметами интерьера тоже лучше держать ухо востро: достаточно вспомнить хрестоматийный пример о похвале картине с яхтой на морском просторе, что висела в кабинете одного бизнесмена, отреагировавшего на нее весьма специфически: «Это намек для посетителей, что время дорого и не стоит тратить его на пустые слова».
Итак, комплимент как инструмент создания комфортной обстановки разговора должен помочь удовлетворить вполне естественную потребность партнера по общению в самоуважении и признании окружающими своих положительных качеств.
О прямых, косвенных, дистанционных и «минус-плюс» комплиментах сказано и написано уже немало,
По поводу реагирования на комплимент тоже существуют различные мнения: от рассыпания в ответных восхвалениях до лаконичного «благодарю» с легкой улыбкой. Первое может напомнить «За что кукушка хвалит петуха…» — не попадитесь в ловушку. Второе — позволяет запустить второй плюс. Есть еще третий вариант, прямо скажем, самый тонкий: отправить собеседнику встречный комплимент по существу. В части только приведенного примера он может звучать так: «Но ваши поставки были столько точны и качественны, что это оказалось несложным».
Улыбка
Ну, что тут сказать — ведь и так все ясно. Улыбка освещает лицо, и на него смотреть гораздо приятнее, чем на хмурое и недовольное. Но как быть, если по дороге на встречу случилось несколько неприятных казусов
Имя
Психологи всерьез утверждают, что как бы человек ни относился к своему имени, оно для него — самый приятный звук из всех возможных. Замечено, что даже в дискуссии, называя оппонентов по именам, легче придти к согласию.
Поднятие значимости
Кто-то может сказать, что это то же, что и комплимент. Может, и так, но необязательно. Если вы советуетесь с человеком, то уже приятно, так как тем самым выражаете заинтересованность в нем. Если не перебиваете — то не просто демонстрируете вежливость, а и проявляете уважение. В общем, если вы действительно будете ощущать значимость собеседника «здесь и сейчас», то слова, мимика и жесты начнут приходить сами.
Минное поле первых секунд общения не нужно проходить, его можно перелететь. Желаю успешных встреч и приятных собеседников!