Это взаимное сканирование проходит в сверхскоростном режиме, и основа отношения к собеседнику закладывается в первые 15 — 30 секунд встречи. Их-то и называют «минным полем», взрывной арсенал которого составляют типовые схемы формирования первого впечатления и фильтры восприятия.
В сегодняшнем выпуске мы остановимся только на схемах.
Фактор превосходства
Он запускается в случае имеющегося или предполагаемого неравенства, автоматически включающего иерархичность взаимодействия. Ошибки при этом основываются на склонности переоценивать или напротив, недооценивать различные качества личности (как собственной, так и нового знакомого). Что забавно: параметр превосходства выбирается один-единственный. И он непременно должен быть значимым! Тот, кто имеет проблемы со здоровьем, знакомясь с румяным здоровяком, рискует отдать ему пальму первенства.
Американский психолог П. Уилсон описывает эксперимент со студентами, которым в разных группах представлял спутника, мистера Инглэда, называя то лаборантом, то профессором. После его ухода испытуемых, не ведавших о том, что выступают в этом качестве, просили описать внешность господина. В тех случаях, где он был «лаборантом», рост оказывался ниже на 15 см!
Это пример запуска фактора превосходства по принципу профессионального статуса. Вообще же в его действии имеют важное значение два источника информации: внешнее оформление человека и манера поведения, сигналящие о групповой принадлежности. И даже при демократизации отношения к этим параметрам со стороны социума неофициальная знаковая система сохраняется.
Что повышает персональный рейтинг по названным установкам?
Например, гардероб подсознательно оценивается по цене (качество
Манеры тоже могут трактоваться по-разному: внешняя независимость поведения приниматься за наглость, слишком расслабленная поза — как демонстрация власти
Фактор привлекательности
Довольно широко известно, что внешняя привлекательность человека может привести к ошибкам в оценке его свойств. Наши отечественные психологи показывали педагогам личные дела учеников, подобранные по принципу «красивые — некрасивые». Учителя приписывали первым более высокий интеллект и статус среди сверстников и даже более благоприятную обстановку в семье. Такие эксперименты неоднократно проводились в разных странах, не только в отношении детей, но и взрослых, а результаты их оказывались схожими.
По сути, заблуждения по этой схеме формирования первого впечатления аналогичны действию фактора превосходства: восприятие одного признака распространяется на множество других. Речь идет о том, что привлекательность в силу социальной природы человека расценивается как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется группой или группами, к коим характеризуемый принадлежит.
Фактор «отношения ко мне»
Еще раз о студентах. Р. Нисбет и Т. Вильсон предоставили им возможность пообщаться с новым преподавателем. К некоторыми из них тот демонстрировал симпатию, к другим — нет. Надо ли говорить, что оказавшиеся в доброжелательном пространстве общения выше оценили этого преподавателя, чем ощутившие его холодность.
Как правило, типовые схемы используются комплексно, а не по отдельности, и это называется эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление приводит к переоценке, а негативное — к недооценке незнакомого человека.
На самом деле каждый (или почти каждый) из нас способен оценить психологические характеристики нового партнера по общению адекватно. Что для этого требуется? Нейтральная ситуация. Согласитесь, не слишком часто такое встречается. Значит, как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие».