Откуда этот феномен — ученые, кажется, выяснили. Вот как бороться с навязчивой музыкой в голове — пока не очень понятно. Известно это явление давно, относились к нему всегда с юмором (вспомним рассказ Марка Твена, в котором несчастному герою все же удается передать «проклятие» следующей жертве).
Психологи выяснили даже, что некоторые мелодии более заразны, чем другие. Среди них особо выделяют (речь идет об американских исследованиях): «Who Let the Dogs Out», тему из фильма «Миссия невыполнима», Queen’s «We Will Rock You», «It's a Small World After All» и других популярных песен. Ни много, ни мало, как 98% слушателей уже не могут избавиться от песенок. Родители даже напевают их детям в качестве колыбельных.
Известный певец и автор песен Нейл Даймонд даже признал, что, если бы не эти преследовавшие его мелодии (сначала чужие!) — он не сделал бы блестящей карьеры в американской эстрадной музыке. Пробовал все — от холодного душа до бесконечного прослушивания пластинок, чтобы как-то заглушить обрывки мелодий в собственной голове, хотел даже показаться доктору.
Так почему же песенка застревает в голове и никак не желает ее покидать? Более того, заставляет напевать ее в силу своих возможностей, причем — где угодно: на прогулке, а то и в офисе, раздражая ни в чем не повинных коллег. И даже если она вам абсолютно не нравится, и слов-то вы не знаете или перевираете, а уж о чистоте интонирования и говорить часто не приходится — вы будете с упорством, достойным лучшего применения, петь ее целый божий день (а может статься — и неделю), заходясь порой в вокализах или давая петуха.
Американцы называют эти навязчивые мелодии «earworms», по названию насекомых — «совки» или «ночницы». Ведь эти песенки часто мелодичны и ритмичны. Их-то и любят крутить радиостанции также с упорством, достойным куда лучшего применения. И даже если вам наступил на ухо медведь и запоминание стихов всегда было задачей трудновыполнимой, делу уже не поможешь, поскольку ваш мозг сам «доконструирует» и слова, и возможные интонации.
Существует ли спасение от этой напасти? Только если попробовать «поставить другую пластинку», поменять шило на мыло. Или сильно сосредоточиться на чем-то, что требует немалого внимания (но мне встречались и поющие водители).
Но есть и одна хорошая новость. Или теория, которая пытается объяснить это явление. Некоторые антропологи заявляют, что песня была обязательной частью ухаживания в некоторых первобытных обществах. Юноша пел и пел своей избраннице песнь, а когда уходил на охоту, она непроизвольно все помнила. Или, если им нужно было встретиться для своих нужд, ему достаточно было присвистнуть мотивчик из зарослей.
Возможно и так. И значительно позднее трубадуры пели своим прекрасным дамам. И серенады под балконами юных дев долго не давали заснуть вовремя Европе. Но вряд ли это такой уж беспроигрышный план завоевать сердце современной женщины.
Но — продолжаем напевать… Или все-таки в нас продолжают впихивать с пугающей частотой одни и те же мелодии?